Сплав по реке Белая (Агидель) в Башкирии и как нас чуть не съел медведь

Привет, ребята. Наш отпуск в этот раз немного затянулся, и мы провели почти 10 дней без связи и интернета наедине с замечательной природой Республики Башкортостан. Устроили с друзьями дикий 7-дневный сплав по реке Белая в Башкирии и как обычно не обошлись без приключений.

В моём опыте, это пока самый долгий сплав и 7-й по счёту. Так долго мы ещё не сплавлялись. Максимум 4 дня.

Не скажу, что нам повезло с погодой. Жара стояла 30 – 33 градуса и безоблачное небо с палящим солнцем. Лишь в один день, ближе к вечеру, была гроза, и полил дождь минут 20. Усвоив урок предыдущего сплава в этом году по Чусовой, все взяли с собой солнцезащитную одежду и никто не сгорел.

Наш маршрут сплава по реке Белая

Как вы знаете, мы самостоятельные и бюджетные туристы. Не любим организованных путешествий, стараемся планировать всё сами. Отдыхать себе спокойно, не завися ни от кого, и без больших шумных компаний. Когда хочешь – плывёшь, когда хочешь – встаёшь на ночлег. Сами готовим, рубим дрова, рыбачим, гребём и т. д.

Все сложности и неприятности проходят, раны заживают, а впечатления остаются на всю жизнь.

Река Белая от Перми, откуда начинается наш маршрут, находится на расстоянии 800 км, а конечная точка – около 900 км. По плану мы хотели сплавиться от деревни Кага до Кутаново. По реке получается 156 км.

Вот карта нашего маршрута. На ней я отметил некоторые достопримечательности. Ниже выложу ещё лоцию.

Рассмотрели все варианты, как добраться до места, просчитали путь на общественном транспорте и заброску. Получилось как-то дороговато. В первом случае выходило примерно 40 тыс. рублей на четверых, а во втором – нам посчитали минимум 32 тысячи. Пришлось прибегнуть к ещё одному варианту – взять машину в аренду и ехать самим.

Хотели арендовать Ладу Ларгус или какой-нибудь другой универсал, чтобы спокойно влезли мы, катамаран и все вещи, но с ними дела в Перми обстоят не очень. Нашли только Тойоту Короллу хэтчбек. Нам, в принципе, не привыкать ездить на таких маловместительных машинах. В этот раз даже двум задним пассажирам можно было сидеть! А не лежать сверху на всех вещах и биться лицом о потолок.

Аренда машины в Перми

Аренда машины обошлась нам 1 300 руб. в сутки или 11 700 руб. за всё время (9 суток), плюс бензин. Треть всех трат на сплав.

Сняли и оставили дома задние сиденья, загрузили катамаран, всё барахло и поехали. Так как локация для всех новая, неоткрытая, пришлось прокладывать дорогу по навигатору. Из 3-х предлагаемых маршрутов выбрали самый короткий и получили первый урок этого путешествия – никогда не выбирать самый короткий маршрут, а выбирать самый быстрый.

Оказалось так, что навигатор проложил нам дорогу через какие-то непроходимые просторы нашей страны, по которым мы ехали, пока у нас не стал заканчиваться бензин. Дорога – убитая грунтовка, на которой мы встретили тракториста и спросили, что там впереди и есть ли заправки. Он нам сказал, что там дальше вообще глушь.

Пришлось разворачиваться с уже давно горящей лампой топлива и ехать обратно до ближайшей заправки. На заправке встретили местных, которые были удивлены тому, как мы здесь вообще оказались, и объяснили, что по той дороге мы не доедем, куда нам надо. Пришлось менять маршрут. Таким образом, мы проехали лишние почти 150 км.

Из Перми лучше ехать на Белую через Уфу либо, как мы, через Красноуфимск – Месягутово – Миасс – Белорецк. Дорога нормальная, 80 – 100 км/час можно ехать.

Выезжали мы из дома в 2 часа ночи, приехали на место в 6 вечера. Остановились, не доезжая до деревни Кага, около турбазы “Агидель”, там же потом кинули машину на стоянке за 100 рублей в сутки. И в тот же день сходили там в баньку на 2 часа. Заночевали на полянке напротив базы с другой стороны реки.

турбаза Агидель Баня

начало сплава по реке Белая

Сплав от Каги до Каповой

около турбазы Агидель

Утром собрали кат и выдвинулись.

Местный администратор турбазы “Агидель” уверял нас, что за 7 дней мы доплывём только до села Старосубхангулово. Но мы ещё те сплавщики, стоим мало, гребём много. Проплыли в итоге 143 километра.

Достопримечательности маршрута

Начну, пожалуй, с самой реки. Лето в этом году достаточно жаркое, большинство рек у нас в Пермском крае обмелели и сплавляться по ним нереально. Выбрали реку Белая с учётом, что она самая крупная и длинная на Южном Урале. В итоге от Каги до Старосубхангулово почти на каждом перекате, которых не мало, тащили кат. Да и после, до конца маршрута, тащили, но уже поменьше.

Природа в Башкирии, как в принципе и везде в России, очень красивая. Немного отличается от Пермского края тем, что горы повыше и скалы покрупнее. Удивительно, но в лесах практически нет елей, в основном сосны и берёзы. В жару потрясающий запах соснового леса ещё сильнее.

По берегу много стоянок для отдыха, ключей с чистой питьевой водой, дров. Хватает всего. В более крупных деревнях есть магазины, где можно купить самые необходимые продукты. Особенно в такую жару, большинство продуктов быстро портится. Брали с собой только каши, тушёнку, овощи и фрукты. Мясо для шашлыка несколько раз покупали в деревнях.

Местные держат много домашнего скота, который беспризорно пасётся у водопоя вдоль реки. Бесконечно встречаешь группы лошадей, коров, овец, гусей, коз, кур. Даже приходилось их иногда обплывать, встанут и стоят посреди реки, остывают. Много диких уток, цапель, соколов. Несколько раз видели змей, одна даже вцепилась в катамаран, пытаясь его прокусить.

С фотографиями мы немного запороли этот сплав. Утопили экшн-камеру в самом начале пути, думал, буду в основном фотографировать на Айфон, но он так долго включается и не всегда успевали его доставать. Поэтому простите, в будущем будем улучшать качество.

На одной стоянке фермер нас напугал медведями. Уже собирались ложиться спать, залезли все в палатку, слышим кто-то идёт. Местный житель, на краю чьей полянки для заготовки сена мы остановились, подошёл в полной темноте в надежде купить у нас водочки.

Мы с ним немного разговорились, и он рассказал, что пару недель назад, пока трава ещё не была скошена, по этому месту ходила медведица с двумя медвежатами. Сказал, если медведица вернётся, чтобы мы шли к нему, потому что с ним были две лайки, как раз для таких случаев.

Воображение у нас потом разыгралось вплоть до медвежьего рычания неподалёку. Спалось не очень. Когда готовились к сплаву, я читал историю где-то в соцсети, что ребята-сплавщики тоже видели медведя на противоположном от них берегу. Так неспокойно у нас прошла ночёвка после первого дня сплава.

В первый день, если плывёте от Каги, можно подняться на скалу, названия которой мы не нашли, но на карте я её отметил. Подниматься придётся по крутому склону минут 15 – 20.

сплав по реке белая

скала на реке белая

сплав по белой башкирия

сплав по белой от Каги

По берегам нигде нет вывесок с названиями и описанием мест, как, например, у нас на реках. Поэтому обязательно распечатайте карту и лоцию.

Остальные дни до деревни Старосубхангулово больше не встречали никаких достопримечательностей. Все они начинаются после этой деревни. Там очень красивая скалистая местность и много пещер. Но зато до неё более дикая местность.

По порядку перечислю основные места, которые можно увидеть и посетить (все точки я отметил на карте выше):

• скалы Сарын-Таш,
  • скала Малый Амфитеатр,
  • скала Большой Амфитеатр,
  • Миндигуловская пещера,
  • пещера Пропащая Яма,
  • пещера Сказка,
  • заповедник Шульган-Таш, Капова пещера.

Если что-то пропустил, то пишите в комментариях, обязательно добавлю. Дальше Каповы, если нужно, тоже могу добавить, но там мы не были.

Скалы Сарын-Таш, река Белая

стоянка на берегу реки Белая

деревня старомунасипово на белой

пещеры башкирии на белой

Сплав по реке белая в башкортостане

достопримечательности реки белой

рыбалка на реке белой

Поймал щуку

На последней ночёвке поймал щучку на ужин. Вообще, когда плывёшь, из-за того, что вода в реке чистая, часто встречаешь косяки рыб по полметра каждая. В реке Белая водятся чуть ли не все виды наших уральских рыб.

Завершить наш сплав мы решили немного раньше, не доплыв 10 км до деревни Кутаново, высадились у главной достопримечательности – Каповы пещеры. И тут мы жёстко лоханулись, усвоив новый урок.

Почему-то в голову никому не пришло, что пещера Капова имеет рабочий режим. Мы, приплыв в обед, решили сначала двинуть за машиной, а потом уже собравшись, посетить эту пещеру. Но оказалось, что она работает с 11:00 до 17:30. Мы просились посмотреть хотя бы вход, но нас не пустили.

Проход на территорию пещеры стоит 240 рублей. По берегу рядом с ней выстроены десятки домов с магазинами, сувенирными лавками, кафешками, домиками для отдыха и т. д. Кучи туристов и машин.

В принципе, мы не сильно расстроились, что не попали в пещеру Капову. Встретили там 3 человек, которые сказали, что на уровне для всех туристов смотреть абсолютно нечего, всё давно обустроили, выложили специальные дорожки. А дальше в глубину просто так не пускают. Кто там недавно был, напишите свой отзыв о пещере, стоит ли возвращаться, чтобы её посмотреть?

Ещё одно приключение оставалось – это добраться до машины, которая находится за 100 км на базе “Агидель”, и вернуться обратно за жёнами с вещами. Наконец-то получил первый опыт езды по России автостопом. Часа полтора шли по дороге. Дорога грунтовая между деревнями, машины ездят очень редко. А на улице, напомню, жара 33 градуса в тени.

Идти дальше смысла не было, встали ждать и ловить машину. Через некоторое время всё-таки один водитель остановился, согласился подкинуть нас бесплатно до Старосубхангулово, от которого нам ещё добираться 60 км. Там удалось только поймать такси за 1 000 рублей до Каги. Забрали машину, вернулись обратно к пещере, загрузились, поужинали в местной кафешке и поехали в Пермь, решив по пути заскочить на озеро Зюраткуль. К озеру рано приехали, ещё было темно, успели вздремнуть пару часиков до рассвета.

Озеро Зюраткуль

Потрясающе красиво. Сюда можно съездить и на пару деньков, поспать в палатках, полазить по горам, порыбачить и т. д.

На этом наш сплав по реке Белая закончился. По ценам на четверых вышло за 9 дней всего 39 тыс. рублей.

1. Аренда авто = 11 700.
  2. Бензин + мойка авто = 6 000.
  3. Аренда ката = 4 600.
  4. Банька + стоянка = 1 800.
  5. Автостоп = 1 000.
  6. Еда и всякие мелочи = 13 900.

Кроме этого по традиции перед новым походом купили новых туристических вещей:

1. Рюкзак мне 80-литровый = 3 730.
  2. Рюкзак Лене 70-литровый = 5 500 (полмира ещё с нами облетят).
  3. Два прочных дождевика = 1 800.

Из потерь только разбитый Айпад, который я как-то умудрился раздавить, пока спал в машине на обратном пути.

Вроде бы всё.

Лоция для распечатки

В конце, как и обещал, выкладываю лоцию по реке Белая для распечатки. Но лоция старая, сделанная в начале 2 000-х годов, поэтому некоторых мест по ней мы не нашли, и перекаты изменились.