Всем привет! На связи Елена Никитина, и сегодня речь пойдет о наболевшем: стоит ли в наш век хранить верность призванию. А именно: существует ли профессия писатель, как стать писателем и можно ли на таланте заработать. Наш разговор не случаен, ведь, по сути, труженик пера – это первый в мире фрилансер.
Кто такой писатель
Согласно толковым словарям, это тот, кто пишет литературные произведения. Таковыми называются общественно значимые труды. Но критерии значимости могут быть различными. Время решает, кому стать классиком.
Попасть в классики дано не всем, да и стремится туда не каждый. Сегодня немало популярных персон, создающих коммерческие, не имеющие художественной ценности произведения. Их тоже называют писателями.
В этой статье мы будем понимать “писательство” в широком смысле. Писатель – это человек, который зарабатывает литературным трудом.
Какими качествами должен обладать писатель
Не важно, собираетесь вы творить только для души или нацелены на заработок. Для работы нужны следующие качества:
- Развитая речь. Написанное скудным языком читать никто не будет.
- Наблюдательность. Видеть невидимое, замечать незамеченное, находить оригинальное в обыденном – без этого не обойтись.
- Развитое воображение. Даже если вы списываете персонажа с лучшего друга, для реализации замысла ему порой нужно придать новые черты и поместить в небывалые обстоятельства. Творцам фэнтези и вовсе без фантазии не прожить.
- Богатый внутренний мир. Часто связан с двумя первыми пунктами. Помогает представлять переживания и чувства героев.
- Настойчивость. Магомет должен не просто идти к горе, а искать все способы подняться на вершину.
- Перфекционизм. Только непрерывное стремление к совершенству поможет стать им. Хотя бы в глазах других.
- Трудолюбие. Без правок создать шедевр почти невозможно.
К данной природой личным качествам необходимо добавить профессиональные:
- Грамотность. Не поспоришь.
- Умение добывать информацию. Порой писатель, как и журналист, общается с десятками людей или исследует не один письменный источник, чтобы сотворить свое произведение. Именно так работал А. С. Пушкин над “Капитанской дочкой”. Сегодня таким образом пишут не только исторические романы, но и многочисленные воспоминания, биографии, различного рода советы (из серии “Как похудеть” или “Как заработать”).
- Организованность. Свое рабочее время планировали Пушкин, Толстой и другие профессиональные писатели. У них не было телевизора и соцсетей, но существовали служебные и семейные обязанности.
- Способность налаживать деловые контакты. Мало быть гением – надо еще и доказать это миру. Рекламировать себя издательствам и читателям, чтобы иметь коммерческий успех (кого коробят эти слова, читайте – “доход”). Не хотите “прогибаться под изменчивый мир” – публикуйтесь на Прозе.ру, в собственном блоге или на сайте. Но в таком случае писательство будет уже не профессией, а хобби.
Кстати, из числа авторов на порталах Проза.ру и Стихи.ру отбираются претенденты на различные литературные премии. Их перечень смотрите на обоих сайтах в правом нижнем углу.
Отдельные премии учреждаются для авторов, печатающихся в журналах.
Обнаружили у себя нужные задатки? Поговорим, что с ними делать дальше.
Нужно ли писателю специальное образование
Ответ на вопрос не будет однозначным. С одной стороны, профессиональное образование в этом деле не помешает. Мест, где учиться, достаточно. Самый “официальный” вуз – это, конечно, московский Литературный институт им. А. М. Горького.
Филфаки педагогических и гуманитарных университетов рады растолковать своим студентам премудрости словесного творчества. И замечательно, если властителями дум станут люди, разбирающиеся в законах жанра. Но вот совсем не обязательно выпускники вышеназванных вузов ими станут.
С другой стороны, в большой литературе велик процент “самоучек”. У А. П. Чехова было медицинское образование, Г. Г. Маркес по настоянию родителей учился на юриста, И. А. Гончаров окончил коммерческое училище. И ничто не помешало подлинным талантам пробиться в большую литературу.
Поэтому молодой человек, ступающий на литературную стезю, должен четко осознавать, что здесь, как нигде, получение специальности не гарантирует ни практического ее применения, ни творческого успеха. И на случай “утраченных иллюзий” не помешает запасная профессия.
Трудности профессии
Как начинающий, так и состоявшийся писатель в своей работе сталкивается с различными тяготами:
- Отсутствие четкого замысла. Люди, чья жизнь была насыщена яркими событиями, лелеют мечту “в конце жизни” засесть за роман. Немалый их процент предпринимает попытку, но несформированность идеи, системы персонажей и структуры произведения заставляют со временем забросить начатое.
- Непостоянство вдохновения. Увы, Муза не приходит по расписанию. Порой она бродит на стороне годами и ее слуга начинает испытывать подлинный творческий кризис. Единственное, что тут можно сделать, – поменять местами хозяйку и раба. Вызывать, понукать, насиловать ее и себя. Мучить дедлайнами и премировать приятными мелочами. Метод кнута и пряника хорош и для самовоспитания.
- Трудность словесного выражения образа. Бывает у всех, но решается упорным трудом.
- Нехватка времени. Если художественное творчество не приносит достаточного дохода (как в большинстве случаев), суета материального мира оставляет все меньше возможностей им заниматься. Но настоящий писатель – тот, кто работает вопреки всему.
- Невостребованность. Молодой талант пробивается далеко не сразу, снискавший первый успех рискует не повторить его, а признанный гений может попасть под какие-либо санкции (например, в СССР долго не печатали набоковскую “Лолиту”).
Если вы пока не востребованы в литературе, разберемся, как еще можно заработать на творчестве.
Как заработать на литературном таланте
Далеко не все писатели имеют дело с художественной прозой. Сегодня на книжном рынке можно встретить и публицистические очерки, и культурологические, этнографические и исторические исследования, и различные модные ноу-хау (“Как построить купольный дом” или “Лучшие стрижки для вашего пуделя”).
И даже этим не исчерпывается сфера применения литературных способностей.
Давайте рассмотрим подробнее все варианты:
- Создание литературных произведений – классическое предназначение писателя.
- Написание пьес для театра, сценариев фильмов, игр, квестов. Последнее можно встретить на биржах фриланса. Чаще всего это будет временный проект.
- Журналистика. Это удел не каждого будущего писателя, но можно использовать дар для заработка и накопления желаемого опыта.
- Копирайтинг. Создание статей – отличная тренировка способностей. Ограничения в символах оттачивают фразы, дедлайны формируют усидчивость, а “вынужденное” проникновение в тематику в дальнейшем может сподвигнуть копирайтера на написание книг.
- Сочинение стихов на заказ. Популярно в качестве поздравлений на семейные праздники. Заказы можно встретить на YouDo, а предложение об услугах разместить на Кворке.
Как издать книгу
Есть два пути к вожделенной книге:
- Рассылка рукописей (точнее, теперь уже текстовых документов) по издательствам в надежде на признание и публикацию. Главное – убедить редакцию, что книга принесет издательству прибыль, иначе незачем ее выпускать. Если произведение редактора воодушевило, с автором заключают договор и выплачивают гонорар. Размер его напрямую зависит от степени популярности писателя, поэтому начинающим ничего сверхъестественного ждать не приходится.
- Самостоятельная печать и реализация книги. Желаемый переплет, для многих отождествляемый с профессиональной значимостью, получится быстрее, однако для официального признания и окупаемости еще придется потрудиться, распространяя книги на различного рода тематических собраниях и через интернет.
Второй путь часто выбирают люди, для которых литературное творчество – не основное занятие, например путешественник Вадим Назаренко.
Он выпустил несколько книг о своем опыте автостопа и теперь распространяет их на встречах путешественников, в интернете, пересылает по почте.
Нет средств на самостоятельную печать? Хотите попытать счастья в издательстве? Читайте следующий пункт.
Где принимают рукописи
Как же все-таки “устроиться писателем”, чтобы работать за гонорар?
Вот небольшой перечень издательств, которые приглашают молодых авторов к сотрудничеству:
- “Айрис-пресс” (учебная и развивающая литература для детей, книги для родителей и психологов).
- “АСТ” (история, искусство и культура, научно-популярная литература, путешествия, публицистика).
- “Вече” (история, прикладная тематика).
- “Захаров” (биографии, мемуары, детективы).
- “Лабиринт-пресс” (детская литература).
- “Махаон” (детская литература).
- “Питер” (экономическая, техническая, учебная, развивающая, гуманитарная, эзотерическая и другая литература).
- “Росмэн” (детская литература).
- “Центрполиграф” (остросюжетные, сентиментальные, научно-популярные книги).
- “Эксмо” (все, кроме стихов, сказок и детской развивающей литературы).
Список не исчерпывающий. Удачи вам в дальнейших поисках!
Писать для души или ради прибыли
В заголовке статьи я затронула вопрос, мучающий многих начинающих авторов: что важнее – призвание или доход? Если творить только по вдохновению, можно никогда не стать известным и умереть в нищете? Плодить коммерчески успешные книги значит наступить на горло собственному призванию?
На самом деле, вопрос стоит немного не так.
Во-первых, с какой бы целью вы ни писали, нужно работать качественно. Опус, сверстанный за ночь на коленке, пусть на самую беспроигрышную тему, в топ-10 не попадет.
Во-вторых, произведение, написанное “для себя”, может понравиться многим читателям и принести автору прибыль. Так произошло с книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые” и другие рассказы”. Воспоминания о близких автору людях были изданы в 2011 году, а в 2017 – общий тираж книги составил 2 500 000 экземпляров.
Профессия писателя непредсказуема.
Плюсы и минусы профессии
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны писательского ремесла.
Плюсы:
- Возможность следовать призванию повышает самооценку.
- Саморазвитие и творческая реализация важны для гармоничного восприятия себя как личности.
- Работа писателем на дому дает все преимущества удаленной работы.
Минусы:
- Начинающему автору нелегко добиться признания, что может отразиться на самооценке.
- Нестабильность гонораров (или дохода от самостоятельной реализации книг) заставляет задуматься о дополнительном (или основном) заработке.
У кого есть дополнения, не стесняйтесь, комментируйте!
Прощаюсь и желаю творческих успехов. А ниже рассказ о прелестях и тяготах творческого пути от нижегородского писателя Андрея Кузечкина.
Елена: Как давно Вы начали писать?
Андрей: Всю жизнь пишу. Моей первой публикацией была статья о школьной жизни в газете «Борская правда» (я тогда учился в 5-м классе). Потом стал писать юмористические и фантастические рассказы, публиковаться с ними в местечковых газетах. В 17 лет попытался написать роман.
Е.: Сколько книг Вы издали? Когда вышла первая книга? Часто ли Вы публикуетесь?
А.: На данный момент – три книги: «Менделеев-рок» (2007, переведена на английский в 2011), «Не стану взрослой» (2012), «Свинг странного человека» (2017). Есть публикации в сборниках и классических литературных журналах – «Октябрь», «Урал», «Дружба народов».
Как можно заметить, промежутки времени между книгами получались довольно большими, но только потому, что каждая новая книга выходила по счастливому стечению обстоятельств и каждый раз приходилось ждать несколько лет.
Эта печальная тенденция нарушилась, когда в 2015 году я стал клиентом литературного агентства ФТМ, благодаря чему начал издаваться в крупнейшем российском издательстве «ЭКСМО». Следующая книга должна выйти в конце января 2018-го, а там потихоньку издадут и остальные мои десять повестей и романов.
Е.: Как Вы издаете свои книги? У Вас договор с издательством, или Вы печатаетесь самостоятельно, а потом сами продаете книги? В последнем случае удается ли их окупить и в какой срок?
А.: Никогда в жизни не платил за то, чтобы меня издали, и никому не советую. Мой путь в большую литературу начался с того, что в 2004 году я попал с повестью «Менделеев-рок» в Лонг-лист всероссийской литературной премии «Дебют». Первого места не занял, но организаторы меня заметили и пообещали издать. Пришлось ждать три года, пока они найдут спонсора, в итоге книга вышла в московском издательстве АСТ и продавалась по всей стране, я даже получил мизерный гонорар. На этом всё застопорилось. Издавать меня на регулярной основе никто не собирался.
Я было приуныл, но в 2011 году те же организаторы премии «Дебют» переиздали мою книгу на английском языке и оплатили мне поездку в Лондон и Нью-Йорк на книжные ярмарки: по 10 дней на город. Только ради этого вообще стоило заняться литературой!
В Лондоне познакомился с человеком, который издал мне вторую книгу в небольшом издательстве, но и это принесло мне одно лишь моральное удовлетворение и чуть-чуть денег. Профессиональным писателем я вновь не стал.
Затем я попал в агентство ФТМ – меня пригласили туда люди, опять-таки знавшие меня по премии «Дебют» (всего я попадал в Лонг-лист этой премии 6 раз, с разными произведениями). Сейчас я один из авторов «ЭКСМО», за каждую книгу мне платят аванс и проценты с продаж.
Е.: Написание книг – Ваш основной источник дохода?
А.: Увы, нет. Когда издадут всё, что я написал, – десять романов и повестей, плюс сейчас я пишу ещё – возможно, что-то изменится. Но по своему опыту общения с писателями знаю, что одной лишь литературой жить, конечно, можно, но жизнь получится скромная.
Современный писатель – этакий многостаночник: он пишет не только книги, но и киносценарии, ведёт колонку в журнале, либо у него есть авторская программа на телевидении, либо – музыкальный проект. У меня, кстати, тоже есть музыкальный проект, idi.band, где я играю на губной гармошке, но больших денег мне это пока не приносит.
Всю жизнь мечтал получать деньги за то, что сижу дома и пишу. Мне это удалось, но основной доход мне приносит литературная подёнщина. Я пишу рецензии на книги для трёх источников, плюс редактирую чужие книги. Просто для примера: буквально сегодня я завершил редактуру книги об особенностях рекламного бизнеса в России, написанной владельцем известного рекламного агентства. 10 тысяч рублей за четыре дня работы – на данном этапе меня это устраивает. Но я мечтаю о том дне, когда смогу зарабатывать исключительно творчеством.
Е.: Что самое сложное и самое приятное в профессии писателя?
А.: Самое сложное в профессии писателя – сделать писательство профессией, то есть получать за это стабильный доход. Кстати, нет ничего зазорного в желании зарабатывать на творчестве. Но вообще, не советую пишущим людям называть себя писателями. Например, я официально являюсь сотрудником библиотеки – так и представляюсь. А писателем меня называют другие люди.
А самое приятное – это сам процесс создания книги. У меня это происходит так: я сажусь, пишу две страницы – а потом мне кто-то словно диктует на ухо, что будет дальше. Пишу ещё две страницы – опять кто-то диктует. И мне безумно интересно узнать, что там будет дальше!
Е.: Ваши пожелания новичкам?
А.: Во-первых, чтобы быть хорошим писателем – надо сперва стать хорошим читателем. Читайте больше, не забывайте о классике, но знайте и современную литературу. Не надо думать, что в XIX веке писали лучше, чем в XXI – самое интересное всегда происходит здесь и сейчас.
Во-вторых, пишите как можно больше. Ни один современный издатель не станет с вами работать, если вы написали всего один роман, даже очень хороший.
В-третьих, участвуйте во всех литературных конкурсах, благо найти их легко – в интернете есть специальные сайты. При этом не пишите ничего нарочно – рассылайте уже готовые произведения на подходящие конкурсы.
И помните: нет ничего невозможного! Банально – но факт.