Мнемотехники для развития памяти: приемы и упражнения для взрослых и детей

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!

О том, что такое мнемотехника, вы можете прочесть в нашей отдельной статье. Здесь я лишь кратко напомню, что она представляет собой совокупность самых разных приемов и методов, которые облегчают запоминание информации и увеличивают объем памяти. Сегодня я покажу вам самые популярные мнемотехники для развития памяти у взрослых и детей.

Основные мнемонические приемы

Одним из самых известных мнемонических приемов является акростих. Это стихотворение или фраза, где первые буквы каждого слова или строки составляют ключевую информацию, которую нужно запомнить.

Нам с детства знакома незамысловатая фраза “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”. Так мы запоминали, из каких цветов состоит радуга и в какой последовательности они располагаются.

Акростих

Моя бабушка научила меня по костяшкам пальцев легко вспоминать, какое количество дней в каждом месяце. И это тоже мнемотехника.

Запоминание числа дней в месяце

Есть и другие интересные способы запоминания. Начнем с базовых техник для взрослых.

Цифробуквенный код

Такой метод поможет запомнить номер телефона, автомобиля, дома, дату рождения или любое другое число. Суть его в том, что нам нужно заменить цифры на буквы, с которых начинаются названия цифр.

Смотрите:

  • 0 – ноль – Н,
  • 1 – раз – Р,
  • 2 – два – Д,
  • 3 – три – Т,
  • 4 – четыре – Ч,
  • 5 – пять – П,
  • 6 – шесть – Ш,
  • 7 – семь – С,
  • 8 – восемь – В,
  • 9 – много – М (поскольку Д у нас уже есть под цифрой 2, девятку принято обозначать словом “много” и буквой М).

Чтобы легче было превращать цифры в буквенный код, нужно выучить эти обозначения как таблицу умножения. Тогда кодировка будет всплывать у вас в голове автоматически.

Давайте попробуем зашифровать таким образом дату рождения. Например, 25 декабря.

Правило такое: первая цифра в коде – это первая согласная буква в слове, вторая цифра – вторая согласная буква этого слова. Следующие две цифры мы зашифруем во второе слово по аналогичному принципу.

Итак, нам нужно придумать первое слово с буквами Д и П. Например, ДеПо. Во втором слове должны быть буквы Р и Д. Пусть будет слово “РаДио”. Получилась связка “ДеПо РаДио”. Если для запоминания вам нужна более осмысленная фраза, можете составить фразу “В ДеПо играло РаДио”.

Думаю, принцип вы поняли.

Ассоциации

Рассмотрим прием “Вешалка”. Суть его в том, что для запоминания какого-либо слова, имени, цифрового значения нам нужно навешать на него ассоциацию.

К примеру, чтобы легко запоминать различные цифровые комбинации, нам нужно привести к каждой цифре свою ассоциацию. У каждого человека ассоциации могут быть свои.

Ниже на картинке вы можете увидеть ассоциации, которые часто используются в психологических тестах.

Ассоциации для чисел

Какие еще “вешалки” можно придумать к каждой цифре:

  • 1 – свеча, соломинка, карандаш,
  • 2 – змея, лебедь,
  • 3 – чайка, горбы верблюда,
  • 4 – парусник, флаг,
  • 5 – ладонь, морской конек,
  • 6 – улитка, мешок,
  • 7 – коса, бумеранг,
  • 8 – снеговик, песочные часы,
  • 9 – зонтик, лейка,
  • 0 – блюдце, солнце.

Главное – выбрать единую для себя шкалу ассоциаций и пользоваться только ей одной. Иначе вы еще больше запутаетесь.

Давайте зашифруем число 48, взяв за основу значения с картинки. Представьте, как на стуле лежат очки, и произнесите: “Я сижу на стуле и ищу очки”.

Метод ассоциаций можно использовать и при запоминании имен. К примеру, вы никак не можете запомнить имя учителя истории Даниила Львовича. Имя можно связать, например, с известным актером Данилой Козловским. А отчество проассоциировать с главным хищником саванны – львом.

Чтобы запомнить фамилию, ее также можно привязать к ассоциации. Например, Шишкин – еловая шишка или знаменитый художник картины с тремя медведями в лесу. Бородачев – человек с длинной бородой. И так далее.

Рифмы

С рифмой все запоминается легче. Помните школьный стишок с глаголами-исключениями?

Брить, стелить, смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Или вот этот:

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Рифмовать можно что угодно: списки покупок, имена коллег и даже номера телефонов. Вот пример стихотворения для хозяйки, которая собирается в магазин:

Сыр, сметана и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

Три бидона молока,

Хлеб, сосиски и капусту,

Чтобы в доме было густо.

А чтобы запомнить цифры, нужно присвоить им определенные рифмы. Ниже я приведу примеры, а ваша задача – выбрать по одному слову и заучить их, чтобы потом быстро применять в своих четверостишиях.

Можно использовать такие рифмы:

  • ноль – моль, кроль, пароль, позволь, фасоль, консоль,
  • один – господин, середин, осин, половин,
  • два – голова, слова, трава, ботва,
  • три – пузыри, жюри, сухари, пари, собери, от зари,
  • четыре – в квартире, в мире, шире, в эфире,
  • пять – сказать, кровать, ломать, гулять, понять,
  • шесть – честь, жесть, не счесть, заесть, тесть,
  • семь – схем, шлем, темь, съем,
  • восемь – спросим, осень, носим, оземь, морозим,
  • девять – делать, веять, деверь, левый.

Созвучие

Эта техника пригодится при изучении иностранных и просто сложных для запоминания слов. Многие английские слова созвучны с русскими словами.

Слово look в переводе означает “смотреть” и по звучанию напоминает русское слово “лук”. Запомнить перевод можно так: когда мы чистим лук, глаза начинают слезиться и нам трудно смотреть.

Еще пример. Словосочетание living room переводится как “гостиная”. Первое слово созвучно с нашим “ливень”. Можно представить такую ситуацию: на улице идет ливень, нам приходится сидеть в теплой гостиной.

Слово competitor похоже на “композитор” и переводится как “соперник, конкурент”. Представьте себе двух конкурирующих композиторов, которые борются за звание автора лучшего музыкального произведения. И так далее.

А вот вам еще один хороший мнемонический способ изучения иностранных языков. Он поможет освоить свободное общение без привязки к переводу. Например, нужно быстро запомнить слово cup (чашка). Ваша задача – сразу инициировать в голове его ассоциацию. Для этого возьмите в руки чашку и несколько раз проговорите слово cup.

Точно так же с другими словами. Если оно не обозначает предмет или его нет под рукой, просто воссоздайте в воображении значение этого слова и произнесите его несколько раз.

Повторения

Ученым удалось выявить оптимальную закономерность, которая помогает выучить что угодно. Если вам предстоит запомнить текст, номера телефонов, стих или любую другую информацию, учите ее в несколько подходов:

  1. Изучение.
  2. Повторение через 15–20 минут.
  3. Следующее повторение через 6–8 часов.
  4. Еще одно повторение через сутки.

Больше узнать о тренировке памяти и внимания у взрослых вы можете в нашей отдельной статье.

Упражнения для детей и подростков

До 14 лет у ребенка формируется абстрактно-логическое мышление и лучше всего запоминается то, что пережито лично. Мнемотехника позволяет связывать ассоциации из жизненного опыта с абстрактными понятиями из учебной программы. Тем самым процесс запоминания и обучения в целом упрощается.

Далее мы рассмотрим самые доступные и эффективные методики.

Метод историй

Эта техника подойдет, когда ребенку нужно запомнить ряд слов, которые абсолютно между собой не связаны. Для этого следует представить их значения в воображении и придумать историю с их использованием. Чем более смешным или фантастическим окажется рассказ, тем он проще и лучше отложится в памяти. Методика подойдет даже младшим школьникам.

Рассмотрим на примере. Возьмем список слов:

  1. Пчела.
  2. Дождь.
  3. Диван.
  4. Сковорода.
  5. Борщ.
  6. Тюльпан.
  7. Почтальон.
  8. Тигр.
  9. Кукуруза.
  10. Зубная щетка.

Давайте попробуем выдумать с этими словами историю.

Почтальон Печкин ехал верхом на тигре через кукурузное поле. Откуда ни возьмись вылетел рой пчел, но тут начался дождь и разогнал их всех до одной. Дождь был волшебным, и вместо кукурузы на поле начали расцветать тюльпаны. Тут Печкин заметил посреди поля шатер. В нем стоял диван, а на плите варился борщ прямо в сковороде. А из нее торчал не половник, а зубная щетка.

Таким образом можно составлять рассказ из списка продуктов, названий школьных предметов, планов на выходные и т. п.

Метод “Цепочка”

Задача – сложить несколько образов в единую цепочку. Важно следить, чтобы все слова шли последовательно.

Для примера возьмем следующие слова: конь, ромашки, бутерброд, шахматы, история, шимпанзе. Посмотрим, как из них можно создать цепочку.

Конь, купаясь в траве с ромашками, жевал бутерброд и смотрел, как играют в шахматы учитель истории и шимпанзе.

Как видите, слова нанизываются на предложение как бусины на нитку. Достаточно вспомнить первое слово. Остальные потянутся сами собой.

Метод Цицерона

Другие распространенные названия этой техники – “Метод римской комнаты” и “Мнемокомната”. Почему, собственно, Цицерон? Этот древнеримский политик и оратор никогда не пользовался шпаргалками и мог по памяти воспроизводить множество цитат, фактов, имен и исторических дат.

Когда Цицерон готовился к выступлениям, он прохаживался по дому и мысленно размещал на каждом предмете ключевые тезисы своей речи.

Итак, суть метода:

  1. Нужно выбрать помещение. Это может быть комната в вашей квартире или аудитория, в которой планируется выступление.
  2. Затем нужно к каждому предмету присоединить единицу информации: ключевое слово, предложение или целую мысль. Лучше это делать, двигаясь взглядом по часовой стрелке. Так будет проще вспоминать.
  3. Во время выступления достаточно вспомнить обстановку в репетиционной комнате. Нужная информация всплывет в памяти сама собой.

На одну и ту же локацию можно привязывать все новые и новые образы. Но время от времени лучше все-таки менять комнату, чтобы информация не путалась.

Метод Цицерона

В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу от дома до школы, например. Обращайте внимание на то, что вы видите: лавочку, урну, фонарь, магазин, три березы, ворота, клумбу и пр. К каждому объекту привязывайте образы из запоминаемой информации, а во время рассказа воссоздавайте в памяти весь путь.

Курсы и тренажеры по мнемотехнике

Сейчас в интернете можно найти массу разных тренировочных сервисов и курсов по развитию памяти. Я выбрала самые известные и удачные, чтобы облегчить вам поиск.

Мнемотехники – 4brain

Мнемотехники – онлайн-программа от интеллектуального клуба 4brain. Она рассчитана на 5 недель и состоит из 16 уроков. Усваивать информацию очень удобно, поскольку на каждый урок отводится всего 20–30 минут.

Вы научитесь легко и быстро запоминать:

  • даты и события,
  • имена и лица людей,
  • любые числа и номера телефонов,
  • списки дел и покупок,
  • иностранные и другие незнакомые слова,
  • стихотворения.

Помимо новых навыков вы получите:

  1. Конспект с полезными заметками и ссылками.
  2. Статистику персонального прогресса.
  3. Диплом от платформы.

Стоимость участия со скидкой – 1 990 рублей.

Мнемотехники – Викиум

Мнемотехники – курс от популярной платформы с тренажерами для мозга. Он включает:

  • 7 уникальных онлайн-тренажеров,
  • программу развития памяти,
  • готовый набор ключевых методик для легкого запоминания,
  • тесты.

Вы научитесь:

  • помнить все пароли и коды,
  • поздравлять близких с днем рождения без опоздания,
  • моментально запоминать стихи,
  • держать в голове все договоренности,
  • запоминать номера мобильных телефонов на слух.

Со скидкой курс стоит 990 рублей.

Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов – Фоксфорд

Курс Мнемотехника: как легко запоминать информацию для 5–11 классов сейчас можно посмотреть в записи. Всего 12 занятий. Они состоят из теории, вебинаров и домашних заданий. Программа будет полезна ученикам средней и старшей школы, а также всем, кто хочет улучшить показатели своей памяти.

На занятиях вы узнаете, как запоминать:

  • формулы,
  • имена,
  • лица,
  • стихи,
  • любые цифровые данные,
  • иностранные слова.

Стоимость курса – 2 990 рублей. Доступна рассрочка. Чтобы понять, как работает курс, можно бесплатно посмотреть вводное занятие.

Лучшие книги по мнемотехнике

Напоследок небольшая подборка полезных книг по теме:

  • Джошуа Фоер “Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания”
  • Борис Николай Конрад “Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике”
  • Антон Могучий “Самая полная книга-тренажер для развития мозга! Новые тренинги для ума”
  • Илья Мельников “Лучшие способы запомнить”
  • Станислав Мюллер “Вспомни все: секреты суперпамяти. Книга-тренажер”
  • Антон Могучий “Используй свой мозг на 100 %! Книга-тренажер для развития ума и памяти”

Еще больше книг для развития памяти можно найти в нашей отдельной публикации.

Заключение

Мы с вами разобрали самые популярные мнемотехники для начинающих. Обязательно попробуйте их на практике. Выберите понравившуюся методику и поэкспериментируйте с разными видами информации. Буду благодарна, если поделитесь опытом в комментариях.

А для тех, кто желает систематизировать свои знания и получать практические задания от преподавателей, хорошим решением станет выбор одного из курсов.

Рекомендую прочитать статью о том, как улучшить память. В ней вы найдете массу советов по развитию мозговой активности в повседневной жизни.

Подписывайтесь на обновления блога и следите за выходом новых полезных статей.

До скорого!

Оцените статью
ermail.ru
Добавить комментарий