Как меняется спрос на курсы по дизайну, чего не хватает новичкам, как повысить шансы на трудоустройство и куда движется рынок в новом интервью.
В этот раз нашим гостем стал Алексей Комаров, UX/UI-дизайнер с опытом работы в IBM, Сбербанке и агентстве UIDG. Сейчас он возглавляет направление Дизайн цифровых продуктов в Высшей школе Среда обучения.
Кажется, за последние полгода цены на курсы по дизайну выросли и продолжают расти. Курсы действительно пользуются большим спросом?
На самом деле цены, как и спрос, стали расти давно. В первую очередь, это связано с ростом потребности в специалистах на рынке. Когда я искал первую работу и вбивал в поиск дизайнер интерфейсов, мне выдавало 13-14 предложений на всю Москву, а сейчас в выдаче по тому же запросу будет уже 300-400 вариантов.
Теперь у каждой приличной компании в штате или на аутсорсе есть один-два дизайнера. Из-за роста спроса на специалистов растет и спрос на образование.
За какой срок человек может стать UX-дизайнером с нуля и найти работу? При условии, что он выберет курс на два года.
Мы даем информацию, которая рассчитана на практикующих специалистов, поэтому все зависит от личной мотивации, усидчивости и работы над собой. За три месяца, это минимум, человек разбирается в основах дизайна, затем около трех месяцев уходит на основы проектирования. Первые полгода это необходимые азы, чтобы разобраться, что такое профессия UX-дизайнера. В среднем через год обучения человек уже может найти себе стартовую позицию по профессии.
Как вы считаете, что сейчас выбирают люди университет или онлайн-курсы? В чем минусы университетского образования?
Сегодня в России очень мало университетов и образовательных госучреждений, которые обучают именно диджитал-дизайну, потому что направление достаточно новое. Сразу могу вспомнить только ВШЭ и Британку. К тому же не у все есть деньги на оплату университетского образования, потому что бюджетных мест в дизайне значительно меньше, чем у тех же программистов или экономистов.
Курсы выигрывают за счет формата сейчас онлайн-образование приоритетнее. Даже крупные университеты переходят в онлайн и открывают дистанционные программы. Это практично ты не привязан к месту, можешь заниматься в любом городе, у себя дома или на работе.
Не всем работодателям важны дипломы и сертификаты, даже от университетов. Но всем нужен опыт. Как с этим быть?
Набираться опыта, конечно. Что такое опыт? Ты приходишь на конкретную вакансию, у работодателя есть требования и запросы. Например, ты должен уметь работать в Figma или Adobe Illustrator. Дизайнера обычно просят показать портфолио. Когда я искал первую работу, у меня не было коммерческих проектов.
Я просто походил по друзьям, собрал задачи и темы, создал материалы, добавил их в свое портфолио, и меня взяли.
Самое главное показать, что ты понимаешь, как работать с инструментами. Для старта достаточно иметь концепты, которые ты можешь продемонстрировать. Например, сейчас в Среде обучения мы внедряем практику работы над реальными кейсами даем студентам поработать с продуктами для настоящих заказчиков.
Что, кроме прохождения онлайн-курсов, нужно, чтобы устроиться на работу дизайнером?
Во-первых, наполнить свое портфолио концептами и проектами. Во-вторых, не бояться звонить или писать работодателям, отправлять запросы на почту или откликаться на вакансии. В-третьих, лучше искать контакты дизайнеров или руководителей отделов дизайна, минуя эйчаров пробовать заходы с разных сторон, чтобы дойти до своей цели. Даже если вас развернут, то, скорее всего, укажут на ошибки и обозначат точки роста.
Чем программы Факультета дизайна Среды обучения отличаются от подобных у конкурентов?
Мы делимся информацией из личного опыта, а не основываемся на теории. Наши преподаватели не просто читают лекции, они работают и знают, какие методики давно устарели, а на какие стоит обратить внимание.
Как проходит обучение типичного студента? Он вносит оплату, выполняет задания, набирает портфолио, создает резюме, получает диплом и пару месяцев ищет работу? Или сценарий другой?
Сейчас по направлению Дизайна цифровых продуктов в Среде есть три программы дополнительного образования на год, два и программа высшего образования (3,5 или 4,5 года). Каждый студент оплачивает обучение так, как удобно: за всю программу сразу, за семестр или оформляет учебную рассрочку. Актуальные акции все же лучше уточнять у отдела приемной комиссии. Но уверен, что они подберут оптимальный вариант для абитуриента.
Для студента заводят личный кабинет с круглосуточным доступом к материалам курса. Технические вопросы решают кураторы. Но вообще студент может обратиться к куратору по любому вопросу.
В первом семестре студент изучает основы, со второго начинает делать концепты себе в портфолио. Мы не даем домашние задания ради заданий, а объединяем их в большие проекты, которые потом можно использовать при устройстве на работу. Таких проектов обычно четыре три учебных в конце каждого семестра (лендинг, сайт и мобильное приложение) и дипломная работа. Часто на диплом студенты уже приносят реальные проекты от своих заказчиков.
Какие тренды в обучении дизайну вы замечаете? Что меняется на рынке?
Во-первых, скорость. Диджитал-дизайнер это профессия, которая постоянно меняется и обновляется.
Нельзя разработать учебную программу и идти по ней десять лет. Нельзя преподавать эту специальность, если ты работал в одной компании десять лет.
Во-вторых, упор на практику. Сейчас важно давать студентам не фейковые задачи, а реальные кейсы.
Ну и в-третьих, более глубокое понимание общих целей.
Необходимо учить не только рисовать картинки, но понимать сам дизайн-процесс где-то нужно провести исследование, где-то пообщаться с другими специалистами или потестировать разные варианты.
Чтобы создать условный сайт интернет-магазина необходимо сначала самому понять, как устроен бизнес.
Что посоветуете начинающим специалистам?
Не бойтесь старта. Начинайте с малого и готовьтесь много работать. И не гонитесь за высокими зарплатами.