Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!
Наверняка вам вспомнится чья-то история о том, как заядлый троечник в будущем становился богатым и успешным. В психологии выделяется два основных типа мышления, но традиционное школьное образование делает упор только на одном. Сегодня мы поговорим о двух типах, ведь конвергентное и дивергентное мышление – это как две стороны одной медали.
Я расскажу, что это за типы мышления, в чем их различия и поддаются ли они развитию в зрелом возрасте.
Определения понятий
Долгое время основой мыслительного процесса считали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. В школах и по сей день способность рассуждать логически находится в основе успешного обучения.
Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.
Именно этот тип мы задействовали на уроках алгебры, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.
К середине XX века люди поняли, что в решении сложных нестандартных задач логика нередко оказывается бессильна. Причина в линейности и однонаправленности такого типа мышления. Зато подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Дело было в ином типе мыслительных процессов.
Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.
Первым, кто начал заниматься исследованием логического и творческого мышления и дал им названия дивергентного и конвергентного, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.
Об основных видах мышления и их характеристиках вы можете прочитать в нашей предыдущей публикации.
В чем разница
Чтобы нагляднее показать вам различия этих двух типов мышления, я тезисно перечислю характеристики каждого из них.
Конвергентное:
- в переводе с латинского означает “сходиться”,
- линейное, однонаправленное,
- опирается на слово,
- ориентировано на поиск единственно правильного решения,
- использует четкий алгоритм действий,
- основано на изучении уже имеющихся готовых данных, а не на поиске новых.
Дивергентное:
- в переводе с латинского означает “расходиться”,
- нелинейное, разнонаправленное, т. е. идет в разные стороны от ключевой проблемы,
- опирается на образ,
- ориентировано на поиск многочисленных вариантов решения одной и той же задачи,
- действует нешаблонно, свободно от стереотипов,
- наделено гибкостью и способностью смотреть на ситуацию с разных точек зрения, воспринимать и генерировать новую информацию.
Итак, конвергентное, или логическое мышление, предполагает фокусировку человека на одном главном решении проблемы и ищет только один ответ. Базируется на фактах, аргументах. Если оно не находит тот самый единственный путь, то делает вывод, что задача нерешаемая.
Если логическое идет по проторенной, более короткой и надежной дороге, то к дивергентному мышлению это не относится, ведь оно открывает новые неизведанные тропинки. Именно там можно случайно найти что-то необычное и уникальное.
Но можно ли говорить о том, что дивергентное мышление лучше конвергентного или о том, что они являются взаимоисключающими? Разумеется, нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, в человеке могут легко уживаться оба типа. Просто логике нас целенаправленно учат 10 лет, а творческое восприятие зачастую приходится развивать самому.
На заметку! Ставить равенство между дивергентным и творческим мышлением не совсем корректно. Все-таки креативность выходит далеко за рамки нелинейного мышления. Но без дивергентного метода творческая деятельность невозможна, поскольку именно он лежит в основе созидательного процесса.
Основные черты дивергентного мышления
В психологии выделяют четыре основных свойства мышления по дивергентному типу:
- Беглость. Означает способность быстро, стихийно формулировать самые разные идеи для практического решения задач.
- Гибкость. Это умение находить неявные скрытые связи между объектами и событиями, одновременно обдумывать разные варианты, переключаться с одной области анализа на другую.
- Нестандартность. Позволяет смотреть на привычные вещи под новым углом и находить нетривиальные решения, которые не приходят в голову другим.
- Проработка. Помогает не только продумывать детали новых идей, но и находить им практическое применение.
В педагогике также выделяют еще одну особенность дивергентного мышления – способность к самостоятельному обучению и развитию посредством интуитивного чувствования.
Диагностика и оценка
Автор концепции линейного и нелинейного типов мышления Джой Гилфорд разработал комплекс диагностических тестов, которые позволяют обнаружить и оценить уровень дивергентности мышления человека.
Эта методика оценивает 4 составляющие креативности:
- Оригинальность.
- Спонтанность.
- Семантическую гибкость.
- Адаптивную гибкость.
Всего в методике Гилфорда содержится 14 тестов с самыми разными заданиями. Но ввиду своей сложности широкую популярность среди психологов они не получили.
Позже эти тесты были доработаны другим американским психологом Элисом Полом Торренсом. Он пересмотрел критерии оценки и адаптировал их под разные возрастные категории. В результате методики Торренса стали более понятными и превратились в доступный инструмент выявления творческого потенциала.
Самый известный оптимизированный тест представляет собой 10 простых абстрактных рисунков, которые нужно завершить до осмысленных изображений, а также присвоить им названия. Результаты оцениваются по 4 критериям:
- Разработанность идеи.
- Быстрота выполнения.
- Оригинальность.
- Гибкость.
У Торренса есть и другие методики, например, звуковые и вербальные. Но тест с рисунками нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов, занимающихся профотбором сотрудников.
Ознакомиться с тестами на дивергентное мышление и пройти их вы можете в нашей отдельной публикации.
Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление
Наиболее развитым дивергентным мышлением наделены дети. Их разум открыт для всего нового, ими не управляют догмы и предрассудки, у них богатое воображение и большое желание учиться и развиваться.
Позже нашу детскую креативность “запихивают” в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что балом правит логика, а творчество зачастую не приносит успеха. Так в нас погибает творец и рождается мыслительная машина.
Но далеко не только образование и социум мешают развитию в нас дивергентности. Рассмотрим, что относится к факторам, которые тормозят скорость и эффективность воспитания нелинейного мышления:
- Психотип. Более подвержены креативности интроверты, меланхолики и представители шизоидной акцентуации. Чем подобных соответствий больше, тем легче человеку дается творчество. А холерики и экстраверты, как правило, предпочитают опираться на логику.
- Здоровье. Некоторые психические расстройства личности делают развитие дивергентного мышления невозможным или затруднительным.
- Воспитание. Все мы родом из детства, всех нас воспитывали по-разному. Если родители аргументировали свои просьбы словами “Делай так, потому что я сказал”, то инициатива и мотивация в ребенке задушены, творить в таких условиях тяжело.
- Близкое окружение. В среде творческих единомышленников проще и быстрее раскрываться и взращивать в себе креатив. Обратная ситуация наблюдается, если среда не соответствует подобному запросу.
Как развить
Как уже выяснили, все мы рождаемся креативными. Штампы и сухие подходы закладываются в нас позже. И чем более зрелым становится возраст, тем сложнее дается любое обучение. В стремлении развить дивергентное мышление многим придется формировать навыки буквально с нуля и будить то, что было глубоко закопано в подсознании и забыто.
Исходя из наличия факторов, перечисленных в предыдущем разделе, степень угнетения дивергентности у каждого своя, а потому и усилия для перехода к новому типу мышления будут у всех разными.
Вот основные способы развития:
- Поиск нестандартных связей. Возьмите для сравнения два принципиально несхожих друг с другом предмета. К примеру, шапку и карандаш, звезду и корабль и т. п. А теперь постарайтесь найти сходства между выбранными объектами.
- Генерация необычных способов использования предмета. Возьмем для примера канцелярскую скрепку. Как ее можно использовать, помимо закрепления бумаг? Соединить с ее помощью ключи, закрыть пакет молока, зафиксировать дверь клетки попугая и пр. Еще пример – кирпич. Что с ним можно сделать помимо строительства? Использовать как пресс, подпереть дверь, применить в боевых искусствах для оттачивания приемов и т. п. Думаю, принцип понятен.
- Игра в слова. Придумайте как можно больше слов, которые заканчиваются на выбранную вами букву. Правило можно изменить, например, чтобы слова заканчивались на две выбранные буквы или три.
- Метод мозгового штурма. Подойдет для случаев, когда перед вами стоит какая-то задача, которая требует решения. Возьмите лист бумаги и ручку. Засеките 5–10 минут и запишите все, что приходит в голову по этой теме. Не оценивайте свои идеи, они могут быть любыми: глупыми, нелогичными, фантастическими, непрактичными и т. п. Записывайте все. Это отличный способ поиска необычных и креативных решений.
- Интеллект-карта (mind map, ментальная карта). Это метод изображения задачи с помощью графической схемы или диаграммы. Нарисуйте в центре листа бумаги кружок с вашей проблемой и создайте ответвления: часть из них будут представлять идеи для решения, часть – возможные последствия их реализации. Подробнее о пользе интеллектуальных карт и о том, как их составить онлайн, читайте на нашем блоге.
- Ассоциации. Вам снова понадобится лист бумаги. Придумайте любое слово, запишите его в самом верху листа, а затем нарисуйте от него 5 стрелочек и запишите под каждой из них ассоциацию к этому слову. К примеру, возьмем слово “лето”. Ассоциации к нему – это пляж, море, шляпа, отпуск, солнце. А теперь от каждой ассоциации нарисуйте еще по 5 стрелочек и к каждому понятию придумайте свои ассоциации. И так далее.
- Поиск новых решений. Пытайтесь в любой ситуации находить несколько разных подходов к решению. Даже в самых бытовых случаях. К примеру, вам нужно оплатить услуги ЖКХ. Каким образом можно это сделать? Можно пойти в банк и оплатить через кассу, а можно через терминал, можно выбрать способ оплаты через банк-онлайн в мобильном приложении, ввести реквизиты или воспользоваться QR-кодом.
Предлагаю ознакомиться с интересными упражнениями для развития креативного мышления.
Заключение
Мы с вами выяснили, что такое дивергентное мышление и чем оно отличается от конвергентного.
Человеку для достижения успехов важны оба типа. А потому нельзя сказать, что лучше быть творческим, чем логически развитым. Для наилучших результатов и достижения целей должны гармонично взаимодействовать оба типа мышления.
А на ваш взгляд, какой тип более полезен? Поделитесь в комментариях.
Напоследок оставлю ссылки на статьи, которые могут быть вам полезны:
- Что такое абстрактное мышление
- Что такое аналитическое мышление
- Что такое позитивное мышление
- Что такое рациональное мышление
Всем успехов!