Дивергентное и конвергентное мышление – что это такое и поддается ли развитию

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!

Наверняка вам вспомнится чья-то история о том, как заядлый троечник в будущем становился богатым и успешным. В психологии выделяется два основных типа мышления, но традиционное школьное образование делает упор только на одном. Сегодня мы поговорим о двух типах, ведь конвергентное и дивергентное мышление – это как две стороны одной медали.

Я расскажу, что это за типы мышления, в чем их различия и поддаются ли они развитию в зрелом возрасте.

Определения понятий

Долгое время основой мыслительного процесса считали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. В школах и по сей день способность рассуждать логически находится в основе успешного обучения.

Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.

Именно этот тип мы задействовали на уроках алгебры, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.

К середине XX века люди поняли, что в решении сложных нестандартных задач логика нередко оказывается бессильна. Причина в линейности и однонаправленности такого типа мышления. Зато подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Дело было в ином типе мыслительных процессов.

Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.

Первым, кто начал заниматься исследованием логического и творческого мышления и дал им названия дивергентного и конвергентного, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.

Об основных видах мышления и их характеристиках вы можете прочитать в нашей предыдущей публикации.

В чем разница

Чтобы нагляднее показать вам различия этих двух типов мышления, я тезисно перечислю характеристики каждого из них.

Конвергентное:

  • в переводе с латинского означает “сходиться”,
  • линейное, однонаправленное,
  • опирается на слово,
  • ориентировано на поиск единственно правильного решения,
  • использует четкий алгоритм действий,
  • основано на изучении уже имеющихся готовых данных, а не на поиске новых.

Дивергентное:

  • в переводе с латинского означает “расходиться”,
  • нелинейное, разнонаправленное, т. е. идет в разные стороны от ключевой проблемы,
  • опирается на образ,
  • ориентировано на поиск многочисленных вариантов решения одной и той же задачи,
  • действует нешаблонно, свободно от стереотипов,
  • наделено гибкостью и способностью смотреть на ситуацию с разных точек зрения, воспринимать и генерировать новую информацию.

Итак, конвергентное, или логическое мышление, предполагает фокусировку человека на одном главном решении проблемы и ищет только один ответ. Базируется на фактах, аргументах. Если оно не находит тот самый единственный путь, то делает вывод, что задача нерешаемая.

Если логическое идет по проторенной, более короткой и надежной дороге, то к дивергентному мышлению это не относится, ведь оно открывает новые неизведанные тропинки. Именно там можно случайно найти что-то необычное и уникальное.

Но можно ли говорить о том, что дивергентное мышление лучше конвергентного или о том, что они являются взаимоисключающими? Разумеется, нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, в человеке могут легко уживаться оба типа. Просто логике нас целенаправленно учат 10 лет, а творческое восприятие зачастую приходится развивать самому.

На заметку! Ставить равенство между дивергентным и творческим мышлением не совсем корректно. Все-таки креативность выходит далеко за рамки нелинейного мышления. Но без дивергентного метода творческая деятельность невозможна, поскольку именно он лежит в основе созидательного процесса.

Основные черты дивергентного мышления

В психологии выделяют четыре основных свойства мышления по дивергентному типу:

  1. Беглость. Означает способность быстро, стихийно формулировать самые разные идеи для практического решения задач.
  2. Гибкость. Это умение находить неявные скрытые связи между объектами и событиями, одновременно обдумывать разные варианты, переключаться с одной области анализа на другую.
  3. Нестандартность. Позволяет смотреть на привычные вещи под новым углом и находить нетривиальные решения, которые не приходят в голову другим.
  4. Проработка. Помогает не только продумывать детали новых идей, но и находить им практическое применение.

В педагогике также выделяют еще одну особенность дивергентного мышления – способность к самостоятельному обучению и развитию посредством интуитивного чувствования.

Диагностика и оценка

Автор концепции линейного и нелинейного типов мышления Джой Гилфорд разработал комплекс диагностических тестов, которые позволяют обнаружить и оценить уровень дивергентности мышления человека.

Эта методика оценивает 4 составляющие креативности:

  1. Оригинальность.
  2. Спонтанность.
  3. Семантическую гибкость.
  4. Адаптивную гибкость.

Всего в методике Гилфорда содержится 14 тестов с самыми разными заданиями. Но ввиду своей сложности широкую популярность среди психологов они не получили.

Позже эти тесты были доработаны другим американским психологом Элисом Полом Торренсом. Он пересмотрел критерии оценки и адаптировал их под разные возрастные категории. В результате методики Торренса стали более понятными и превратились в доступный инструмент выявления творческого потенциала.

Самый известный оптимизированный тест представляет собой 10 простых абстрактных рисунков, которые нужно завершить до осмысленных изображений, а также присвоить им названия. Результаты оцениваются по 4 критериям:

  1. Разработанность идеи.
  2. Быстрота выполнения.
  3. Оригинальность.
  4. Гибкость.

У Торренса есть и другие методики, например, звуковые и вербальные. Но тест с рисунками нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов, занимающихся профотбором сотрудников.

Ознакомиться с тестами на дивергентное мышление и пройти их вы можете в нашей отдельной публикации.

Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление

Наиболее развитым дивергентным мышлением наделены дети. Их разум открыт для всего нового, ими не управляют догмы и предрассудки, у них богатое воображение и большое желание учиться и развиваться.

Позже нашу детскую креативность “запихивают” в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что балом правит логика, а творчество зачастую не приносит успеха. Так в нас погибает творец и рождается мыслительная машина.

Но далеко не только образование и социум мешают развитию в нас дивергентности. Рассмотрим, что относится к факторам, которые тормозят скорость и эффективность воспитания нелинейного мышления:

  1. Психотип. Более подвержены креативности интроверты, меланхолики и представители шизоидной акцентуации. Чем подобных соответствий больше, тем легче человеку дается творчество. А холерики и экстраверты, как правило, предпочитают опираться на логику.
  2. Здоровье. Некоторые психические расстройства личности делают развитие дивергентного мышления невозможным или затруднительным.
  3. Воспитание. Все мы родом из детства, всех нас воспитывали по-разному. Если родители аргументировали свои просьбы словами “Делай так, потому что я сказал”, то инициатива и мотивация в ребенке задушены, творить в таких условиях тяжело.
  4. Близкое окружение. В среде творческих единомышленников проще и быстрее раскрываться и взращивать в себе креатив. Обратная ситуация наблюдается, если среда не соответствует подобному запросу.

Как развить

Как уже выяснили, все мы рождаемся креативными. Штампы и сухие подходы закладываются в нас позже. И чем более зрелым становится возраст, тем сложнее дается любое обучение. В стремлении развить дивергентное мышление многим придется формировать навыки буквально с нуля и будить то, что было глубоко закопано в подсознании и забыто.

Исходя из наличия факторов, перечисленных в предыдущем разделе, степень угнетения дивергентности у каждого своя, а потому и усилия для перехода к новому типу мышления будут у всех разными.

Вот основные способы развития:

  1. Поиск нестандартных связей. Возьмите для сравнения два принципиально несхожих друг с другом предмета. К примеру, шапку и карандаш, звезду и корабль и т. п. А теперь постарайтесь найти сходства между выбранными объектами.
  2. Генерация необычных способов использования предмета. Возьмем для примера канцелярскую скрепку. Как ее можно использовать, помимо закрепления бумаг? Соединить с ее помощью ключи, закрыть пакет молока, зафиксировать дверь клетки попугая и пр. Еще пример – кирпич. Что с ним можно сделать помимо строительства? Использовать как пресс, подпереть дверь, применить в боевых искусствах для оттачивания приемов и т. п. Думаю, принцип понятен.
  3. Игра в слова. Придумайте как можно больше слов, которые заканчиваются на выбранную вами букву. Правило можно изменить, например, чтобы слова заканчивались на две выбранные буквы или три.
  4. Метод мозгового штурма. Подойдет для случаев, когда перед вами стоит какая-то задача, которая требует решения. Возьмите лист бумаги и ручку. Засеките 5–10 минут и запишите все, что приходит в голову по этой теме. Не оценивайте свои идеи, они могут быть любыми: глупыми, нелогичными, фантастическими, непрактичными и т. п. Записывайте все. Это отличный способ поиска необычных и креативных решений.
  5. Интеллект-карта (mind map, ментальная карта). Это метод изображения задачи с помощью графической схемы или диаграммы. Нарисуйте в центре листа бумаги кружок с вашей проблемой и создайте ответвления: часть из них будут представлять идеи для решения, часть – возможные последствия их реализации. Подробнее о пользе интеллектуальных карт и о том, как их составить онлайн, читайте на нашем блоге.
  6. Ассоциации. Вам снова понадобится лист бумаги. Придумайте любое слово, запишите его в самом верху листа, а затем нарисуйте от него 5 стрелочек и запишите под каждой из них ассоциацию к этому слову. К примеру, возьмем слово “лето”. Ассоциации к нему – это пляж, море, шляпа, отпуск, солнце. А теперь от каждой ассоциации нарисуйте еще по 5 стрелочек и к каждому понятию придумайте свои ассоциации. И так далее.
  7. Поиск новых решений. Пытайтесь в любой ситуации находить несколько разных подходов к решению. Даже в самых бытовых случаях. К примеру, вам нужно оплатить услуги ЖКХ. Каким образом можно это сделать? Можно пойти в банк и оплатить через кассу, а можно через терминал, можно выбрать способ оплаты через банк-онлайн в мобильном приложении, ввести реквизиты или воспользоваться QR-кодом.

Предлагаю ознакомиться с интересными упражнениями для развития креативного мышления.

Заключение

Мы с вами выяснили, что такое дивергентное мышление и чем оно отличается от конвергентного.

Человеку для достижения успехов важны оба типа. А потому нельзя сказать, что лучше быть творческим, чем логически развитым. Для наилучших результатов и достижения целей должны гармонично взаимодействовать оба типа мышления.

А на ваш взгляд, какой тип более полезен? Поделитесь в комментариях.

Напоследок оставлю ссылки на статьи, которые могут быть вам полезны:

  • Что такое абстрактное мышление
  • Что такое аналитическое мышление
  • Что такое позитивное мышление
  • Что такое рациональное мышление

Всем успехов!

Оцените статью
ermail.ru
Добавить комментарий