Уважаемые читатели, приветствую вас на блоге ermail.ru. Сегодня поговорим о том, что такое бюрократия и всегда ли это плохо. Бюрократия происходит от французского слова «бюро» – офис, канцелярский стол – и греческого «кратос» – власть. Дословно получается – власть письменного стола.
Бюрократией называют систему управления, которая основывается на документированности: каждое действие должно быть задокументировано, официально оформлено, чтобы можно было разобраться через суд, кто прав, а кто виноват.
Бюрократия появилась тогда, когда зародилась письменность. Это слово не всегда надо использовать в отрицательном значении.
Зачем нужен бюрократический аппарат
Чтобы было меньше несправедливости. Хотите получить пособие, потому что у вас многодетная семья – принесите справку, что у вас несколько детей. Хотите пособие по инвалидности – покажите медицинское заключение, что вы инвалид.
Если выяснится, что человек получил деньги, которые ему не причитаются – можно будет найти документ, который он предъявил, найти юриста, который ему этот документ дал, и взыскать с него штраф. И с этого человека тоже.
Без бюрократии нельзя
Солдат по радиосвязи спрашивает, стрелять или не стрелять. Офицер говорит: «Стреляй!» Солдат стреляет.
Потом солдата судят, спрашивают: «Зачем стрелял?» Он говорит: «Командир приказал». Ведут на допрос командира, спрашивают: «Зачем приказал стрелять?» Он говорит: «Я приказа не давал».
Как доказать, что офицер отдал приказ? Никак, документов никаких нет.
Офицер на свободе, солдат в тюрьме.
Три вида бюрократии
Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.
Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».
Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.
Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.
Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.
Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.
Недостатки бюрократии
Бумаг бывает слишком много. Уходит много времени на то, чтобы их собрать, простоять в очередях, получить нужные подписи. Проблемы, которые надо решать срочно, решаются долго.
Иногда бумажная волокита создается для того, чтобы имитировать бурную деятельность. «Верхи» таким образом отчитываются еще более крупным «верхам» о том, как они хорошо работают: вот, смотрите, мы делаем это, это, это, а еще вот это, и все отчеты у нас есть.
В реальности же все эти отчеты ложатся на плечи рядовых сотрудников. В первую очередь, страдают от этого бюджетные организации: школы, больницы. Учителя, преподаватели вузов, врачи вместо своей работы заполняют бумажки.
Еще один недостаток – бывает сложно решать вопросы из-за строгой иерархичности. Низы не могут решить какой-то вопрос, потому что он «не в их компетенции», а до верхов не достучаться.
Третья проблема – коррупция. «Заплатите мне денежку», а то будете сто лет в очередях стоять.
Если смотреть в глобальном плане, то бюрократия ведет к расслоению общества, нарастанию недовольства, а потом – к митингам, революциям и кровопролитию.
Это все, что я хотел вам рассказать про бюрократию. Часто это слово используется в негативном значении, бюрократами называют чиновников, которые занимаются только бумажками и не решают проблемы народа.
Пишите вопросы, если есть.