Интернет-магазин с китайскими репликами брендовых вещей? Вы торгуете контрафактом. Давайте разберемся, какие это может повлечь последствия.
Что будет с сайтом, торгующим контрафактом?
Если на сайте есть слова реплика, копия и прочие, то с 95% он не пройдет модерацию в рекламных системах Яндекс Директ, Google Adwords, Вконтакте. Не стоит употреблять эти слова и в рекламных объявлениях.
Вашу группу Вконтакте могут заблокировать без возможности восстановления. При чем это может произойти через 1 год, 2 месяца или несколько дней. Все инвестиции в продвижение сообщества канут в бездну. В других социальных сетях, согласно их правилам, должны происходить аналогичные процессы.
Google по жалобе правообладателя удаляет определенные ссылки на товар из органической выдачи. Обычно это целый раздел каталога с брендом. Я уверен, что через несколько таких запросов, санкции могут распространиться на весь сайт. Придется менять домен.
Ссылки на ваш сайт появляются в каталогах сайтов-мошенников. Есть несколько сайтов, которые получают свой трафик, оставляя полу-автоматически отзывы на контрафактные товары. Возможно, это делают энтузиасты, когда-то обманутые такими продавцами.
Если поступает жалоба вашему хостинг-провайдеру, вам дается некоторое время на удаление с сайта материалов. Если вы их не удалите — сайт/весь аккаунт будет заблокирован. Если в названии домена используется торговая марка, требование сразу распространится на весь сайт.
Бренд Монитор — кто это?
Brand Monitor (он же B-monitor) — компания, занимающаяся мониторингом интернета в поисках магазинов с контрафактом.
Если они нашли вас, то вы получите автоматическое сообщение. Его суть заключается в следующем:
Мы уполномоченный представитель такого-то бренда. Немедленно прекратите использовать товарные знаки, иначе вам грозит суд, штраф и уголовная ответственность.
Если вы торгуете легальной / белой продукцией, достаточно предоставить указанные документы (договор, накладные и пр.). Если нет то обмануть или обойти претензии Бренд Монитора не получится. Нужно будет удалять товар. Сначала, компания отправляет претензии к хостинг-провайдеру и в поисковые системы. В большинстве случаев, этого достаточно, чтобы уничтожить ваш сайт.
Штраф и уголовная ответственность за торговлю контрафактом
За торговлю контрафактом могут привлечь к гражданско-правовой (имущественной), уголовной или административной ответственности.
В рамках гражданско-правовой ответственности за торговлю подделками грозит штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей или компенсация убытков правообладателя. Всю продукцию уничтожат за счет владельца интернет-магазина. В некоторых случаях по статье 1253 ГК РФ могут ликвидировать юр. лицо или закрыть ИП нарушителя.
Кодексом об административных правонарушениях за использование чужого товарного знака предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. рублей для физ. лиц и от 50 до 200 тыс. рублей для юр. лиц. Все остатки товара, конечно, тоже конфискуют.
Размер причерченного ущерба правообладателю определяет суд. И если этот ущерб превысит 250 тыс. рублей, владельцу интернет-магазина будет грозить уголовная ответственность по статье 180 ГК РФ. И тогда штраф в 300 тыс. рублей, исправительные работы или лишение свободы сроком до двух лет.
При всем этом, за одно правонарушение могут привлечь ко всем трем видам ответственности.
Реальность Рунета
В российском интернете существуют тысячи интернет-магазинов, торгующих подделками на товары известных брендов. Некоторые из них обманывают своих покупателей, другие умалчивают правду, третьи открыто заявляют, что продают реплики.
Как они борются с претензиями правообладателей:
- Используют заграничные, не реагирующие на подобные жалобы хостинги.
- Используют для рекламы сомнительные тизерные сети, дорвеи, спам
- Создают зеркала сайта, меняют домены, ссылки и т.д.
- Замазывают на фотографиях логотипы брендов
Работает ли это? Насколько спокойно можно работать в условиях российского законодательства с таким товаром? Какой потолок прибыли подобного бизнеса? На эти вопросы тяжело дать однозначные ответы.