Продюсер онлайн-курсов – кто это такой, чем занимается и как им стать

Здравствуйте, друзья!

Онлайн-обучение все больше набирает обороты и становится популярным. И неудивительно, ведь онлайн-курсы помогают освоить профессию за относительно короткий срок и невысокую цену. И все это не выходя из дома. Потребность в удаленном обучении приводит к высокому спросу на качественные и эффективные дистанционные продукты.

Чтобы создать образовательный курс, необходима целая команда специалистов. А для руководства группой назначают опытного менеджера – продюсера онлайн-курсов. В продюсирование дистанционных обучающих программ входит не только управление, но и планирование, аналитика, бюджетирование, продвижение, различные коммуникации и разработка.

В статье расскажу, кто такой продюсер онлайн-курсов, чем занимается, что должен уметь, плюсы и минусы работы, где обучиться и как стать востребованным работником.

Особенности профессии

Сфера управления периодически пополняется новыми профессиями. И продюсер дистанционных курсов – это одно из новых направлений.

Продюсер онлайн-курсов – это управленец, который контролирует деятельность разнопрофильных сотрудников, разрабатывающих образовательный удаленный проект.

Говоря простыми словами, это тот человек, который создает и развивает онлайн-курсы. Существует два варианта работы: либо продюсер находит своего автора-эксперта и они вместе запускают онлайн-школу с нуля, либо его нанимают в уже существующий проект для популяризирования и развития.

В любом случае продюсер как руководитель берет на себя ответственность за качественность и продаваемость конечного результата. Будет ли спрос на обучающие продукты онлайн-школы, зависит от него.

В задачи специалиста входит работа и с проектом, и с командой разработчиков, и с целевой аудиторией. Он отвечает за прибыль онлайн-школы, запуск полезных программ и привлечение большего числа потребителей. Также специалист проводит тестирование и экспертизу продукта, анализирует бизнес-процессы, прогнозирует результаты и составляет отчеты.

Продюсер может руководить курсами, которые обучают какой-либо интернет-профессии или увлечению.

Если говорить о первой группе, по прогнозам, в скором времени над современными офлайн-профессиями возьмет верх удаленная работа. В связи с этим растет популярность таких работников, как веб-разработчики, копирайтеры, графические и UI-дизайнеры, интернет-маркетологи, специалисты по UX-дизайну, SMM-менеджеры и т. д.

Но есть и школы, которые дистанционно преподают обычным, а не онлайн-профессиям. Это может быть обучение на визажиста, мастера по маникюру, кондитера, флориста, парикмахера и т. д. Во время такого обучения студентам необходимо выполнять домашние задания, используя реальные материалы и инструменты, а после отправлять видео, фотографии или показывать по онлайн-трансляции полученный результат. После проверки преподаватель проводит консультации и исправляет ошибки.

И другая ниша онлайн-школ – это обучение любимому делу или хобби. На занятиях уделяется внимание развитию не какой-либо профессии, а именно определенному навыку. Например, обучение иностранному языку и живописи, основам психологии и гадания, навыкам фотографии и кулинарии и т. д. Впрочем, эти навыки тоже могут перерасти из простого увлечения в источник дохода и стать основой для профессии.

Обязанности и функции

Продюсер дистанционных образовательных программ должен быть всегда в курсе всех процессов, держать под контролем деятельность разработчиков, решать проблемы потребителей, развивать онлайн-школу и нести ответственность за популярность и прибыль.

Теперь давайте подробнее разберем задачи и обязанности специалиста.

  • Найм и управление персоналом, контроль за деятельностью сотрудников

Наймом может заниматься как автор курса, так и продюсер. Все зависит от их общего решения. Кто-либо из них нанимает персонал, в основном преподавателей, которые являются экспертами в своей области, объясняет им обязанности и группирует всех в одну команду.

Далее продюсер следит и проверяет работу команды, исправляет ошибки и дает советы по улучшению, создает систему мотивации. Сотрудники могут работать как в штате, так и на фрилансе, выполняя только конкретные проектные задачи.

  • Планирование и финансы

К этому блоку относится формирование стратегии развития, концепции и направления курса, главной идеи, а также юридическое оформление, аналитика и экономическая сторона проекта, т. е. финансовые расчеты, бюджетирование, прогнозирование результатов.

  • Разработка образовательных программ

Продюсером создается подробный учебный план онлайн-курса самостоятельно или с помощью автора, методистов и преподавателей. При разработке необходимо учитывать не только непосредственно образовательную часть, но и техническую сторону, т. е. оборудование для онлайн-трансляций или для записи вебинаров, видео- и аудиоуроков.

Также надо позаботиться о графике занятий, продумывании продолжительности уроков, заданий для домашней работы, структуре подачи материала и т. д.

  • Продвижение, реклама и продажи

На этом этапе продюсер проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, формирует маркетинговую стратегию для привлечения студентов, сам или вместе с рекламщиками планирует виды рекламы и ищет площадки для ее размещения, занимается созданием имиджа онлайн-школы, выбирает и настраивает воронки продаж.

Также специалист взаимодействует с менеджерами по продажам, рассказывает им, как правильно консультировать предполагаемых студентов по условиям обучения, программе и преимуществах онлайн-курса, его стоимости и специальных предложениях.

Продюсер решает, на чем именно в рекламе важно сделать акцент. Он несет ответственность и за подачу продукта, и за увеличение прибыли. Часть своих задач продюсер может делегировать маркетологу. Например, рекламу, разработку маркетинговой стратегии и SMM-продвижение.

  • Работа с целевой аудиторией

Чем больше будет поток учеников, тем быстрее вырастет престиж и имидж онлайн-школы. И задача продюсера – увеличить количество потребителей. Не менее важно для специалиста следить и за качеством образования. Довольные студенты могут сами сделать курсу бесплатную рекламу.

Необходимо вести группы в социальных сетях, выкладывать интересные записи, устраивать конкурсы, показывать успехи учеников. Если курс по овладению навыком, то надо показывать результат до и после обучения, а если программа направлена на освоение профессии, то приводить примеры трудоустроенных выпускников. Поэтому продюсерам важно налаживать связи с другими проектами и компаниями, которые могут предложить бывшим студентам вакантные рабочие места.

Требования к специалисту

Продюсер работает с командой специалистов и распределяет между ними задачи. Его главная цель – разработать и развить онлайн-курс. Для этого надо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои должностные обязанности.

Для контроля рабочих процессов и выполнения собственных задач продюсер должен обладать следующими знаниями и навыками:

  1. Уметь формировать креативные идеи.
  2. Знать, как решать юридические вопросы.
  3. Уметь создавать концепцию проекта.
  4. Иметь навыки планирования.
  5. Уметь работать с бюджетом.
  6. Иметь навыки управления.
  7. Знать, как подбирать надежный персонал и формировать команду.
  8. Уметь определять и анализировать целевую аудиторию.
  9. Понимать, как создавать учебный план и разбираться с технической частью разработки.
  10. Знать, как повышать имидж курса и онлайн-школы.
  11. Уметь работать с рекламой и продвижением продукта.
  12. Знать, как увеличивать количество партнеров, спонсоров и новых студентов.
  13. Уметь проводить анализ результатов работы и улучшать качество обучения.
  14. Обладать навыками маркетолога и продажника хотя бы на минимальном уровне.
  15. Уметь автоматизировать бизнес-процессы.
  16. Исследовать потребности и тенденции рынка.
  17. Уметь находить нестандартные подходы к решению проблем.
  18. Иметь художественный вкус и стиль.
  19. Знать, как подготовить преподавателей к видеоуроку.
  20. Уметь составлять технические задания для сотрудников.

Важны и личные качества:

  • творческое и креативное мышление,
  • самоорганизованность и самодисциплина,
  • коммуникабельность,
  • стрессоустойчивость,
  • аналитические способности,
  • терпеливость,
  • внимательность к деталям,
  • способность работать в режиме многозадачности,
  • ответственность,
  • быстрая обучаемость,
  • нацеленность на результат и целеустремленность,
  • интерес к общему делу,
  • лидерские качества,
  • навыки стратегии.

Работодатели могут потребовать наличие опыта работы на этой должности или в смежных областях деятельности. Поэтому на работу охотнее берут специалистов, которые уже реализовывали какие-либо интернет-проекты и знают, как работать с контентом. Это могут быть, например, контент-менеджеры, контент-маркетологи, SMM-специалисты.

Заработная плата

Помощнику или ассистенту продюсера онлайн-обучения в среднем готовы заплатить 30 000 руб. У начинающего продюсера зарплата колеблется от 40 до 70 тыс. руб, а у сотрудника среднего звена она может быть от 70 000 до 100 000 руб. Опытный руководитель получает заработную плату от 100 тыс. руб. и выше.

Больше всего платят в Москве: от 50 000 до 300 000 руб. в среднем. В регионах доход чуть ниже и колеблется в пределах 30–200 тыс. руб.