Lock-up период – что это такое, сколько длится и как инвестору обойти временные ограничения

Здравствуйте, друзья!

2020 год поставил ряд интересных рекордов в инвестициях. Во-первых, резко выросло число клиентов брокерских компаний. Люди захотели разобраться в фондовом рынке и попробовать заработать не только на депозитах и покупке валюты. Во-вторых, в прошедшем году было проведено IPO в 2 раза больше, чем в 2019 г. Именно второго рекорда мы и коснемся в статье.

Инвестиции в первичные размещения рискованные, и новички должны хорошо ориентироваться в механизме и терминологии. Рассмотрим, что такое lock-up период, как долго длится и можно ли его обойти при инвестировании в IPO.

Понятие и схема действия lock-up периода

Lock-up – понятие, с которым инвестор сталкивается при участии в первичном размещении акций предприятия. Означает период, в течение которого покупатель ценных бумаг не может их продать. Еще его можно назвать заморозкой или блокировкой. Обычно длится от 3 до 6 месяцев. Конкретная продолжительность прописывается в эмиссии выпуска.

Цель введения периода блокировки – избежать волатильности на фондовом рынке и резкого падения котировок, когда часть акционеров захочет зафиксировать прибыль в первые дни торгов и начнет массово продавать бумаги. Такая ситуация вполне возможна, если это начнут делать не одиночные частные инвесторы, а крупные институциональные акционеры (фонды, банки).

Введение локап-периода не является обязательным требованием каких-то регуляторов. Оно устанавливается по согласованию с андеррайтером (организатором IPO) и обусловлено самим механизмом подготовки к IPO:

  1. Совместно с андеррайтером предварительно делается анализ рыночной ситуации, перспектив развития рынка, оценка деятельности компании-эмитента, его конкурентов и т. д.
  2. Потом выбирается биржа для размещения, составляется инвестиционное предложение, запускается реклама, объявляется сбор заявок на покупку акций.
  3. Только после этого оценивается спрос на бумаги и определяется цена акции. И главное здесь – это найти уровень, который бы устроил эмитента и будущих акционеров.

В заниженной цене заинтересованы потенциальные инвесторы, т. к. рост котировок после размещения принесет им хорошую прибыль. Но сам эмитент хочет получить максимум дополнительных средств, ради которых и затевается IPO, а низкая цена на старте в этом не поможет. Нужен компромисс, который бы устроил и компанию, и инвесторов.

Период блокировки помогает избежать излишних эмоциональных продаж, которые никак не связаны с реальным бизнесом эмитента, но могут привести к обвалу котировок. Через 3–6 месяцев страсти улягутся. Цена установится на определенном уровне под влиянием спроса и предложения.

Как действует локап-период:

  • начинается с 1-го дня размещения акций на бирже,
  • продолжается примерно 90–180 дней (зависит от соглашения между эмитентом и андеррайтером),
  • после завершения срока инвесторы получают возможность делать с акциями все что угодно: продать, купить еще, держать дальше,
  • в первые дни после завершения котировки могут упасть – хороший момент купить акции тем, кто не участвовал в IPO.

Есть варианты, как продать акции до истечения срока блокировки. Но об этом поговорим в отдельном разделе статьи.

Примеры lock-up в IPO

Локап-период вовсе не безобидный инструмент. Хорошо, когда котировки акции растут с момента выхода эмитента на биржу и показывают хорошую доходность в конце срока блокировки. Но так бывает не всегда. Вот лишь несколько примеров.

  • Sprout Social (SPT) – технологичная компания из отрасли программного обеспечения и программирования

Вышла на IPO 12.12.2019. Цена размещения – 17 $. В первый день торгов котировка снизилась до 16,75 $. В течение трехмесячного локап-периода цена росла максимум до 21,72 $. Но после завершения доходность по сделке составила минус 13,65 %.

Динамика котировок Sprout Social

  • Sundial Growers (SNDL) – компания сектора здравоохранения и отрасли “Биотехнологии и лекарства”

Вышла на IPO 01.08.2019. Цена размещения – 13 $. В первый день торгов цена открытия составила 8,42 $. За 3 месяца она ни разу не превысила отметки в 13 $. А по завершении локап-периода доходность по сделке составила минус 77,15 %.

Динамика котировок Sundial Growers

Положительных примеров больше. Например, компания из отрасли программного обеспечения и программирования Schrodinger (SDGR) вышла на IPO в феврале 2020 г. Цена размещения – 17 $. Через 3 месяца доходность составила 222,49 %.