На свободным рынке каждая отдельная взятая компания борется за клиентов. Клиенты = деньги. Существует множество методик для сегментации и определения уровня конкуренции. Сейчас я хочу рассказать о первичных простых понятиях: прямая и косвенная конкуренция.
Кто такие прямые конкуренты?
Прямые конкуренты это компании из вашей ниши, работающие с вами на одном рынке сбыта, воющие с вами за один сегмент потребителей, выпускающие похожие товары и т.д.
Так например, интернет-агентства, работающие в одном ценовом сегменте сайты до 50000 рублей на рынке Омска будут являться прямыми конкурентами друг-другу. Два бренда мужской одежды премиум-сегмента, расположенные в торговом центре, тоже напрямую конкурируют за своих покупателей.
Такие конкуренты могут сильно влиять на ваш бизнес.
Всем известные примеры таких конкурентов The Coca-Cola Company и PepsiCo, BMW и Audi, McDonalds и Burger King, за чьими баталиями не один год с увлечением наблюдает весь мир.
Кто такие косвенные конкуренты?
Косвенные конкуренты компании с разным продуктом для одной и той же группы целевых потребителей. Часто, конкурирующая составляющая цена за товар или услуги (которая в свою очередь обосновывается качеством, сервисом и пр.).
Например, для той же The Coca-Cola Company косвенным конкурентом будет Вимм-Билль-Данн, который производит соки под торговой маркой J7. Хотя правильнее будет сказать производил, ведь в 2011 году Вимм-Билль-Данн был поглощен PepsiCo. Хороший пример того, что косвенные конкуренты часто объединяются, чтобы стать еще сильнее.
Пример косвенной конкуренции на ценовой составляющей любой производитель бюджетных смартфонов и Apple. И задача этого производителя убедить целевую аудиторию, что его продукция тоже ого-го и не стоит платить за известность бренда. При этим разрыв цен не должен быть слишком велик. Вряд ли конкурентом отеля Ритц-Карлтон сможет стать дешевый хостел на окраине Москвы, а вот какой-нибудь бутик-отель вполне на это способен.
Кто такие товарные конкуренты?
Если у компаний схожие товары, но различные целевые потребители, то они являются товарными конкурентами. Какое-то издательство выпускает женский журнал про моду, например, Hearst Corporation издатель Cosmopolitan. Тогда оно будет товарным конкурентом для выпускающих мужской журнал, например GQ. Продукты ориентированы на разные группы покупателей, соответственно и маркетинговые компании будет разные.
Еще пример производители профессиональных альбомов для художников MOLESKINE и обычных детских альбомов для рисования. Или производитель обычных молочных продуктов и производитель соевых молочных продуктов. Такие конкуренты тоже часто объединяются, чтобы захватить больше сегментов рынка. Например, Danone под разными торговыми марками производит и продает оба эти вида молочных продуктов.
Кто такие неявные конкуренты?
У неявные компаний конкурентов могут быть разные продукты и услуги, разные целевые группы. Но их объединяет одна важная метрика ограниченное количество денег в карманах потенциальные потребителей.
Чтобы понять, кто такие неявные конкуренты, я приведу пример: Компания Ikea будет являться косвенным конкурентом для турагенств, так как и мебельная компания конкурируют в сезон отпусков за деньги их потенциальных клиентов. Человек может потратить свои отпускные, либо на новую мебель, либо на путевку и отдых.
В категорию неявных конкурентов могут попасть совершенно неожиданные представители бизнеса. Например, сеть магазинов Детский мир перед новогодними праздниками конкурирует с сетью ЛЭтуаль за семейный бюджет отведенный на подарки. По такому же принципу неявными конкурентами могут являться салон красоты и ресторан. Потребитель сам решает, на что ему важнее потратить средства. А задача конкурентов склонить его выбор в свою пользу.