Слово «коллаборация» стремительно ворвалось в современную русскую речь и начало звучать даже в разговорах подростков. Причем еще совсем недавно, в 2010 году в «Историческом словаре галлицизмов русского языка» указывается, что коллаборация – это сотрудничество, с пометкой «устаревшее».
И вдруг со слова стряхнули пыль времен и вернули его в активный лексикон. Что же послужило поводом для такого возрождения? Что называли коллаборацией раньше и какое значение вкладывают сегодня в это понятие? В нашей статье ответим на эти вопросы и рассмотрим примеры удачных коллабораций в разных областях деятельности.
Немного этимологии
Кто-то ошибочно предполагает, что коллаборация – это сокращенное словосочетание «коллектив лабораторий», т.к. в научном мире взаимодействие между учеными из разных учреждений и государств давно и широко распространено. Но это просто совпадение.
Но до недавних пор оно имело скорее негативный смысл. Так называли предательское сотрудничество с врагом. Явление получило распространение в 40-е годы XX века, когда французское правительство Виши содействовало немецким оккупантам.
Сегодня стараются разграничить понятия коллаборация – в нейтральном значении совместной деятельности, и коллаборационизм – в значении умышленного сотрудничества с врагом в ущерб своему государству. По сути, коллаборационизм – это государственная измена.
Французское слово в переводе на английский collaboration также употребляется в значениях:
- сотрудничество,
- совместная работа,
- участие,
- взаимодействие,
- кооперация.
В современном русском языке коллаборация – это совместная деятельность людей или организаций, которая направлена на достижение определенных взаимовыгодных результатов.
В мире коллаборации начали завоевывать популярность в начале двухтысячных в модной индустрии. Уже несколько лет наблюдается настоящий бум этого явления, которое из мира моды распространяется в другие области.
Арт-коллаборации
История коллабораций в мире моды начинается еще в 30-е годы XX века, только тогда у этого явления не было названия.
Дизайнер одежды Эльза Скиапарелли, дружившая с Сальвадором Дали, создала провокационное платье с лобстером, взяв за основу рисунка скульптуру знаменитого художника.
Выгода от такого взаимодействия была очевидна для обоих – Скиапарелли вместе с Дали привлекли внимание к себе. Сегодня такие совместные работы художников и дизайнеров или модных брендов называют арт-коллаборациями.
Корпорации привлекают известных современных, а в некоторых случаях и старинных, художников, деятелей искусства для дизайна своих изделий или для организации нетривиальных, ярких презентаций.
Мода давно претендовала на более высокий статус, стремилась стать частью высокой культуры.
Попытки соединить моду и искусство предпринимались многократно, но на новый уровень вышли в 2001 году, когда бренд Louis Vuitton создал совместную коллекцию сумок с художником-граффитистом Стивеном Спраузом.
Коллаборации с другими художниками – теперь визитная карточка бренда.
Это явление стало очень популярным и вышло за пределы мира моды.
Арт-коллаборациями славятся такие гиганты как BMW, Samsung и др.
Например, автомобильный бренд Cadillac на первом этаже своего нью-йоркского офиса создал открытое арт-пространство, где проводятся выставки, программы с участием модных дизайнеров и т.п.
Успешность такого взаимодействия бизнеса и арт-сообщества зависит от ряда факторов:
- Четкое понимание целей создания коллаборации, зачем она нужна бренду или художнику.
- Насколько пересекаются интересы бренда и арт-сообщества. Возможность найти точки соприкосновения этих интересов.
- Готовность разрабатывать стратегию долгосрочной работы с миром искусства.
- Уважение к искусству и творческому процессу, привлечение экспертов из этой сферы.
Коллаборации брендов
Первый случай сотрудничества универмага одежды с топовым дизайнером произошел еще в 1983 году в США.
Американский модельер Рой Халстон выпустил серию вещей для обычных магазинов. Но в то время ни покупатели, принявшие прохладно коллекцию, ни представители торговли, решившие, что это дискредитация высокой моды, не оценили эксперимента.
Должно было пройти целых 20 лет, прежде чем все стороны созрели для положительной оценки коллабораций.
Кооперация брендов, обслуживающих совершенно разную аудиторию, получило массовое распространение в 2004 году с первой коллаборации H&M с Карлом Лагерфельдом.
С тех пор участие люксовых брендов в создании капсульных коллекций для масс-маркета стало настоящим бумом в мире моды. Покупатели ждут начала продаж, на лету расхватывают все вещи линейки, позже перепродают их тем, кому ничего не досталось.
Такой тандем оказался взаимовыгодным для представителей разных полюсов фэшн-индустрии.
Потребители массовой моды получили возможность прикоснуться к миру Haute Couture, магазины одежды для простых смертных увеличили продажи, а знаменитые модные дома, взявшие курс на демократизацию моды, смогли продавать свои коллекции немыслимыми для них тиражами и создавать громкий информационный повод в СМИ.
Коллаборации в мире моды стали настолько популярны, что их с интересом ждут, обсуждают, удачные совместные проекты меняют расстановки сил в фэшн-индустрии.
Например, дизайнер Верджил Абло, основатель марки Off-White, за очень короткую историю существования своего бренда благодаря революционным коллаборациям с известнейшими компаниями типа Nike совершил настоящий прорыв. Его марка одежды по популярности превзошла известнейшие модные дома.
Это общая тенденция. Неизвестные или же, наоборот, признанные дизайнеры кооперируются для создания ограниченных коллекций с гигантами не только модной индустрии, но и, например, спортивной (Adidas) или мебельной (IKEA) отрасли.
Совместная работа по формуле «бренд+бренд» сейчас на пике популярности, причем, взаимодействуют не только компании, занимающие разные ценовые или даже отраслевые ниши, но и конкуренты, находящиеся в одном сегменте.
Такие тандемы обогащают мир моды уникальными вещами, комбинируя свои достижения, совмещая разные идеи и стили.
Например, бренд высокотехнологичной одежды Стон Айленд (Stone Island) организовывал коллаборации со спортивной маркой Адидас, создав кроссовки, с дизайнерским бюро Zanotta, сделав кресло-мешок, напоминающий их куртку.
Бренд для скейтеров Supreme сам инициировал кооперацию с Stone Island для выпуска лимитированной серии спортивных костюмов.
Апофеоз происходящего бума коллабораций пришелся на коллекцию весна-лето 2017 грузинского дизайнера Демны Гвасалия.
Она полностью была составлена из вещей других брендов, которые модельер немного видоизменил. Теперь такой формат нельзя назвать плагиатом, т.к. изначально было объявлено о том, что это коллаборации.
Сотрудничество брендов со знаменитостями
Тренд создания коллабораций с селебрити разного уровня известности тоже стал набирать популярность в начале XXI века.
Слава очень хорошо продается, звезды притягивают внимание к маркам, использующим их имя в создании коллекций. Сейчас уже никого не удивляют актрисы-парфюмеры, певицы-дизайнеры одежды или спортсмены, создающие свою линейку обуви.
Иногда такие коллаборации оказываются настолько продуктивными, что перерастают из разовых акций в долгосрочное сотрудничество.
Некоторые звезды так поднимают продажи маркам, с которыми взаимодействуют, что за них начинается нешуточная борьба среди именитых брендов. Например, певица Рианна создает удивительно удачные коллаборации с модными домами и косметическими марками, принося своим партнерам внушительные прибыли. Ее талант, креативность и армия фанатов способствуют такой успешности.