Один из основополагающих показателей для любого бизнеса.
ROI —return on investment или коэффицент возврата инвестиций. Показывает отношение заработанных денег к вложенным. Иными словами, насколько окупились инвестиции в бизнес.
Если коэффициент больше нуля (или больше 100%), то он характеризует прибыльность дела — получено больше, чем инвестировано. Если коэффициент меньше 0 (или меньше 100%) —убыточность, получено меньше, чем вложено.
Иногда РОЙ считают от 0, где отрицательные числа — убыток, а положительные числа — профит. Иногда считают от 100%, где числа <,100% — убыток, а числа >,100% — профит.
Для того чтобы подсчитать ROI в простом варианте требуются только три показателя:
- Себестоимость. Стоимость единицы продукции (или услуги) — себестоимость, включающая все затраты на получение конечного результата.
- Доход от реализации продукции (оказания услуг) — суммарная выручка от продажи.
- Сумма инвестиций — общее количество денежных средств, вложенных в производство, реализацию, рекламу и т.д.
Формула вычисления ROI:
ROI = ( доход себестоимость ) / сумма инвестиций
Эта формула считается самой простой и используется повсеместно. Обращаем внимание : первый признак опасного развития событий — отрицательное значение ROI, характеризующее недостаточный доход и превышение себестоимости над доходом. Отрицательное значение ROI показывает потери на каждый вложенный в дело рубль.
Часто требуется вычислить ROI за конкретный период деятельности. В этом случае формула немного усложняется:
Данная формула показывает доходность за период владения активом, другими словами – рост вклада за период.
Маркетинговый ROI — ROMI
Существует ещё один вариант показателя ROI, так называемый, маркетинговый ROI — ROMI, который учитывает основные затраты на производство и вычисляется по формуле:
ROMI = ( Валовая прибыль Инвестиции в маркетинг ) / Инвестиции в маркетинг
При этом валовая прибыль вычисляется как разница между валовой выручкой и себестоимостью реализованной продукции.
ROMI, равный 25, означает, что каждый рубль, потраченный на рекламу продукции, принёс доход в 25 рублей.
Характер формулы показывает, что значение ROMI может быть и отрицательным. Те же 25, но отрицательные, означают, что на каждом рубле, вложенном в рекламу, магазин терял 25 рублей.
Вариантом ROMI является индекс соотношения расхода к доходу — MRE, на который больше ориентируются владельцы бизнеса и отделы маркетинга.
MRE = Затраты на маркетинг за какой то период / Доход за тот же период
Примеры расчетов
Здесь рассмотрим на конкретных примерах, как рассчитывать ROI. Для облегчения понимания опущу большинство нюансов, которые вы должны будете учитывать. Бизнес у меня работает без простоя и казусов, реклама работает сразу, товар не требует ухода, не учитываю инфляцию, налоги и тому подобное.
Покупка малого бизнеса
Есть предложение покупки готового бизнеса со следующими вводными: цена бизнеса 150000, расход 60000, оборот в месяц 100000. Из этого следует, что расчет ROI за год будет выглядеть так:
(100000-60000)*12/150000=320%
Выглядит великолепно, но не забываем про то, что это идеальный расклад. По факту, нам нужно будет учесть сезонность, налоги и прочее прочее. Точно можно будет посчитать уже по пройденному периоду времени.
Допустим, если это бизнес продажи напитков, то май-сентябрь будет более прибыльным и, например, в этот период вводные данные такими и останутся, а вот в остальное время года будет таким расход 50000, оборот 60000, то тогда рассчитываем так: ((100000-60000)*5+(60000-50000)*7)/150000=180%
Тоже неплохо, но уже совсем другая ситуация.
Сдача помещения в аренду
Рассмотрим пример с покупкой помещения под аренду, в ином случае читайте далее про бесконечный ROI. Допустим, хотите вы купить квартиру, место в торгушке или же отдельное здание за сумму X и сдавать в месяц за сумму Y. Вводные: X=1000000, Y=15000. Если покупка происходит без кредита, то за год расчет такой: 15000*12/1000000*100%=18%
То есть через 5,6 лет (100/18) вы выйдете в чистую прибыль.
Если вы покупаете в кредит, появляются новые вводные: стартовый взнос, ежемесячный платеж, срок. Допустим, берем кредит на 10 лет, стартовый взнос 500000, ежемесячный платеж 12000. То получаем такую формулу:
(15000-12000)*12/500000=7,2%
То есть это равносильно тому, что вы вложите 500000 под 7,2% годовых, а спустя 10 лет это помещение будет просто печатать деньги. Опять же, звучит прекрасно, но не забывайте, что я не учитывал содержание помещения или коммунальные услуги и это при условии сдачи в арену 365 дней в году.
ROI в интернет маркетинге
ROI для интернет-маркетинга это коэффициент эффективности затрат на проект. Это помогает выявить слабые места, увидеть как по факту работают ваши вложения в сотрудников, в рекламу и в монетизацию в целом. Например тратите в месяц 10000, получаете 15000, считаем по формуле: 15000/10000*100%=150%
ROI — прибыль от сделки
Подходит для Интернет-магазина, арбитража трафика, перепродажи. Для расчета ROI для прибыли со сделки нужно учесть стоимость приобретения клиента, себестоимость и доход. Вычисление стоимости приобретения клиента это отдельная тема, если вкратце, то нужно разделить все расходы (реклама, сотрудники и т.д.) на общее количество клиентов в месяц. Допустим в месяц вы продаете 100 товаров по 2000 рублей, себестоимость товара 500, 1 клиент обходится вам в 1000, тогда ваша формула будет выглядеть так:
100*(2000-500)/(100*1000)*100%=150% Часто, эффективным является расчет для отдельного товара/услуги в сравнении. Например, продаете вы футболки. Рассмотрим табличку ниже и рассчитаем по ней ROI