Что такое метафора и как её использовать в текстах: 5 живых примеров

Метафора это секретное оружие пишущих людей. Правильно подобранная метафора способна творить чудеса. С помощью метафоры вы можете влиять на людей, вызывать у них интерес, склонять их на свою точку зрения, а также находить клиентов и продавать.

Хотите овладеть этим инструментом? Тогда читайте статью до конца. Вы узнаете, что такое метафора, и как применять её для создания сильных текстов. Я не только расскажу вам в теории, но сразу дам несколько примеров, которые помогут внедрить этот прием на практике.

Что такое метафора простыми словами

Прежде чем учиться применять метафоры, надо бы разобраться со значением этого слова. Если вы заглянете в любой словарь, то увидите там примерно такое определение:

Определение слова метафора

Вроде бы понятно, но как-то не вдохновляет. Нам тут обещали дать крутой инструмент, “секретное оружие” копирайтеров, а речь идет всего лишь об употреблении слов и выражений в переносном значении. Ничего нового…

Это смотря, как ею пользоваться!

Мы постоянно применяем метафоры в повседневной речи и в текстах, но чаще всего делаем это неосознанно. Многие метафоры стали настолько привычными, что мы даже не замечаем, что используем слова в переносном значении, например, в выражении “ножка стула”.

Если вы научитесь сознательно применять метафору в нужный момент, то вскоре почувствуете, какой крутой инструмент появился у вас в руках.

Я предлагаю вам другое, рабочее определение метафоры.

Или ещё короче:

Метафора это способ передать новое через известное.

Краткое определение метафоры

Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения

Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.

Стертые метафоры

Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.

Примеры стертых метафор:

  • горлышко бутылки,
  • анютины глазки,
  • дуновение ветра,
  • скачок давления,
  • рукав реки,
  • подножие горы.

Мертвые метафоры

В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.

Пример: бить баклуши

Для современного человека выражение “бить баклуши” означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.

Оказывается, баклуша это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.

Другие примеры стертых метафор:

  • добраться на перекладных,
  • решить с кондачка,
  • сбить с панталыку.

Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет.

Другое дело образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.

Образные метафоры

Образные метафоры это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:

  • золотая осень,
  • серебро седины,
  • хмурое небо.

Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.

А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:

  • демократичные цены,
  • гибкая система скидок,
  • дружный коллектив,
  • динамично развивающаяся компания,
  • лидер в своей отрасли,
  • огромный опыт работы,
  • индивидуальный подход,
  • высокий уровень сервиса.

От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.

Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.

В чем ценность метафоры

С помощью метафоры легко донести нужную информацию даже до неподготовленного читателя.

Например, если вы эксперт в какой-то теме и пытаетесь объяснить вашему читателю смысл технологии теми же словами и выражениями, которые используются среди специалистов, то вас просто не поймут.

Или бывает так, что слова понял, смысл не понял. Потому что это скучно. Информация воспринимается как сложная, придется напрягаться, чтобы её усвоить. Вы рискуете прослыть занудой. Человек будет отвлекаться и толком не слушать вас.

Ещё сложнее обстоит дело, когда вам надо донести до человека оттенки смысла давно привычных для него понятий. В это ловушку часто попадаются тренеры личностного роста, успеха, тайм-менеджмента и других “абстрактных” тем.

Читателю кажется, что он уже всё знает про личностный рост и тайм-менеджмент, и ничего нового об этом сказать невозможно. Всё что вы пишете, он воспринимает, как прописные истины и почти не вникает в смысл ваших слов.

Однако, достигнуть успеха у него пока не получается и хронические опоздания показывают, что с тайм-менеджментом дела обстоят тоже не очень гладко. Как достучаться до такого читателя? Как привлечь его внимание?

Вам поможет метафора. Упакуйте в метафору новые смыслы через известные и вы откроете внимание читателя к восприятию новой информации.